Значение ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН в Православной энциклопедии Древо

Что такое ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Илия Фесвитятин ( IX в. до н.э. ), один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета .

Память 20 июля .

Родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином в IX в. до н.э. . Жизнь святого пророка описана в 3-й и 4-й книгах Царств .

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия, что значит «крепость Господня» [1] определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве.

Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве , пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам , почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам . Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель , насаждая по всей земле поклонение идолу Ваалу . Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу, но царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание, три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.

И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место в пустыне у потока Хораф . Из потока пророк утолял свою жажду, а хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

Когда, через год, поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. За два года пребывания в её доме, силою своей молитвы великий пророк сотворил ещё одно чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Он объявил царю и народу, что все бедствия израилитян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу. «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» ( 3 Цар. 18, 24 ), сказал он. Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они сделали жертвенник, сложили дрова, закололи тельца и взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, и даже камни и воду. Народ, увидев чудо, снова в Него уверовал и пал на землю, взывая: «Господь есть Бог!». Тогда пророк Илия заколол всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Но ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив , поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать на пророческое служение Елисея , своего наследника.

После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии , а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.

За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо и получил вместе с его упавшей милотью дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

Ожидание и почитание

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Православной Церкви никогда не прерывалось. По преданию Церкви, пророк Илия явится предтечею Христа. Иисус, сын Сирахов и пророк Малахия говорят что «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» перед днём Господа ( Мал. 4, 5 ) чтобы «утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость» Божию ( Сир. 48, 10 ). Поэтому израилитяне и пророка Иоанна Предтечу и Самого Иисуса Христа принимали за Илию. Однако, во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (См. Мф. 17, 3 ; Мк. 9, 4 ; Лк. 9, 30 ). По изъяснению Господа, святой Иоанн Предтеча и был Илией (См. Мф. 11, 13 -14; Мф. 17, 11 -13), но в духовном смысле, предъидя Христу «в духе и силе» Илии ( Лк. 1, 17 ). Церковь считает пророчество Малахии духовно исполнившимся в Иоанне, но ожидает пришествия пророка Илии в теле в последние времена, когда ему надлежит проповедовать и принять телесную смерть перед Страшным Вторым Пришествием Христа .

Почитание великого пророка распространено не только среди православных, но и всех инославных христиан, иудеев и мусульман . Велико почитание Илии среди греков , от которых и Русская Православная Церковь с самого своего начала свято чтит пророка Илию. Так, по принятии святого крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты . Первая церковь построенная в Киеве ещё при князе Игоре была во имя пророка Илии, а с тех пор Ильинские храмы освящались во множестве во всех частях Руси. В Восточной Европе библейское повествование о восхождении пророка в небо на огненной колеснице послужило основой для народного представления о пророке Илии разъезжающем по небу на колеснице во время грозы. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

С давних времен места земной жизни славного пророка притягивают паломников и богомольцев. В греческом монастыре святого Георгия Хозевита , основанном около 480 года в окрестностях Иерихона в ущелье вади Кельт, можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней храм пророка Илии где, по преданию, скрывался и молился пророк Илия в первом году трехлетней засухи. На месте дома вдовы, где пророк провёл следующие два года, во времена блаженного Иеронима , находилась башня, а «в позднейшие времена стояла церковь, где показывали комнату пророка Илии». Гора Кармил, где Илия обратил израилитян обратно к истинной вере, арабами обычно называется «Мар-Элиас», то есть «Святой Илия». Предание указывает на пещеру, где пребывал пророк [2] , над которой равноапостольной царицей Еленой был основан монастырь во имя пророка Илии . Ныне здесь стоит четвертый по счёту христианский монастырь – римо-католический мужской монастырь «Stella Maris» («Звезда моря») возражденный в XIX веке и принадлежещий ордену кармелитов , названному в честь этой горы. Недалеко от него также стоит православный русский храм во имя Илии пророка , освященный в середине ноября 1913 года патриархом Иерусалимским Дамианом . Спасаясь от Иезавели, пророк Илия ушел в пустыню, где прятался в пещерах, одна из которых находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас) , построенного в VI веке и расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель . Пребывание пророка на горе Хорив также ознаменовано храмом – пещера-храм пророка Илии находится на склоне горы, ведущим в Иофорову долину. Наконец, в Иордании , в районе вади Харрар , можно видеть плоский невысокий «Холм святого Илии», с которого пророк взошел на небеса.

В Библии дано описание внешности Илии Фествитянина: «человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» ( 4 Цар. 1, 8 ). В иконописи его отличают длинные ниспадающие волосы («Власы долги, по плеча»), густые усы с бородой, перепоясанный кожаным ремнем хитон [3] . Иконописная традиция изображает пророка Илию сидящим в пустыне, где ворон приносит ему пропитание, а также возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Поясное фронтальное изображение пророка изначально являлось исключительно новгородским обычаем, и известно с конца XIV века [4] .

Молитвы

Величание

Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим еже (на Небеса)/ на колеснице огненней,/ преславное восхождение твое.

Тропарь, глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елисееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,/ темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

Молитва 1-я

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих выну пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к божественней Православней вере, к уставам Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем их многотрудном подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей.

Пособствуй Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и бескорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я (Во время бездождия)

О, великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступнаго царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратятся ко Единому Истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времени глада, собранный на гору Кармильскую народ израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небес испросивый, и чудом сим Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивый и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смиреннии, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней.

Не бо ходихом в страсе Божии и в путех заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших, и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не покланяемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене. Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачихся воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми. Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойни есмы. Ты бо, подобострастен быв нам человек, ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки бесплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом. Ты постом и бдением удивил еси ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом несмысленным уподобляемся. Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежением о славе нашего Творца и Господа небрегуще, исповедовати достопокланяемое имя Его зле стыдихомся. Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы, окаяннии?

Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас. Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли Великодаровитаго и Всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да низпослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха. Преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас, грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды. Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих благоволением Безначальнаго Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4272.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6604.htm

http://www.samara.orthodoxy.ru/Molitva/Molitva/Svyatie/Iliya.html - молитвы

Холодюк, Анатолий, «Там, где пророчествовал пророк Божий Илия», 1.VIII.2007:

http://www.pravoslavie.ru/put/070801174653

[1] Или же – «Бог мой Господь», «мой Бог – моя крепость».

[2] Иудеи, однако, утверждают что пещера пророка находится ниже по склону горы.

[3] Большаков, С. Т., изд., Успенский, А. И., ред., Подлинник иконописный , Москва, «Паломник», 1999, 121.

[4] Cм. http://artclassic.corp.parking.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1252...233.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.