Значение ЗЕЛЕНОВ НИКОЛАЙ ПОЛИКАРПОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

ЗЕЛЕНОВ НИКОЛАЙ ПОЛИКАРПОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Зеленов Николай Поликарпович ( 1887 - 1937 ), священник, священномученик .

Память 20 ноября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родился в 1887 году в селе Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина. С 1897 года он был певчим церковного хора.

Окончив в 1907 году Владимирскую Духовную семинарию , Николай Поликарпович стал учителем церковноприходской школы села Яковцево Муромского уезда.

В 1911 году он служил диаконом в селе Загарино Муромского уезда.

В 1912 году был рукоположен во священника к приходу в селе Голенищево Муромского уезда.

В июне 1917 года был назначен священником в село Загарино.

В 1926 году был переведен в деревню Марково Покровской волости.

С 1928 года до первого ареста отец Николай служил в селе Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа. Жители села любили священника и приобрели ему корову. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом.

Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 года. Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в селе Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп… в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», – писала газета. Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу». Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи.

3 ноября 1929 года отца Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом города Орехово-Зуева . На следующий день состоялся допрос. Священник сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище, работники колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника. – Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, – закончил свой ответ на допросе отец Николай. Другим обвинением против отца Николая был отказ с его стороны совершить крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил, стало настороженным: будешь членом колхоза – священник детей крестить не будет. Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня. Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил. Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз новых членов. Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в предпраздничные дни, приходило 6–8 певчих, не считая слушателей. «Я понимаю, – сказал священник, – что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни народного дома и избы-читальни в деревне не было… Виновным себя в агитации против колхозов я не признаю». Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «… на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет, приходы другие от нас очень далеко… церковь остается без службы, кроме того, бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без последствий.

6 февраля 1930 года отца Николая перевели в арестный дом города Покрова .

23 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к заключению в концлагерь сроком на три года.

Отбыв наказание, отец Николай был назначен служить в Покровскую церковь села Пустошей Шатурского района Московской области.

18 апреля 1933 года священник Николай Зеленов подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию. Владыка определил отца Николая священником к Богородице-Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области.

22 ноября 1937 года был арестован Зарайским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. – Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы это? – Нет, я это отрицаю... – Следствию также известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционную клевету на советскую власть и пораженческое настроение. Признаете ли это? – Нет, я это отрицаю... – Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы голосовать против коммунистов. Признаете ли это? – Нет, я это отрицаю... – Следствию известно, что вы высказывали террористические настроения против коммунистов. Признаете ли вы это? – Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Допрос был закончен. С момента ареста и во все время непродолжительного следствия отец Николай содержался под стражей в тюрьме Коломенского района.

27 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Николая к расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность".

3 декабря 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля 2003 года для общецерковного почитания.

Источники

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://www.fond.ru/book/me_book8.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.