Значение ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Епифаний I ( 310 / 332 - 403 ), архиепископ Константский , Кипрский, святитель , отец и учитель Церкви.

Память 12 мая в день погребения в Саламине

Родился по одним известиям, в 310 , по другим — в 332 году, по национальности финикиец , получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала принявший иудаизм . В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере уже после смерти своего воспитателя, после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял крещение, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет .

Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого аввы Илариона . В монастыре он занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни.

Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион . Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника.

Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион.

Жители города Ливии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин ( Кипр ). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на архиепископскую кафедру Константии (Саламина) святого Епифания около 367 года, и управлял Церковью Кипрской 36 лет.

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства".

На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом . Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной им.

VII Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви.

Воззрения св. Епифания слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством , в которой и сам Святитель принимал деятельное участие.

Св. Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, св. Епифаний считал источником всевозможных ересей.

Творения

Обличению ересей посвящены два его сочинения: "Анкорат" (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и "Панарий" (πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских.

Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы первых веков христианства" [1] .

При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

"Книга о весах и мерах" (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии;

"Физиолог" — наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);

"О камнях" — объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;

"О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых" — сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;

12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) — "S. Epiphanii opera" (Париж, 1622 г. и Кельн, 1682 г.). Это издание перепечатано —

Минем, в "Patrolog. cursus compl. ser. graeca" (тт. XLI-XLIII).

Dindorf'a — Лейпциг, 1860 г.;

Oeler'a — греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг.

На русском языке издано:

Творения. Части 1-4. М., 1880-1881. Части 5-6. М., 1882-1886. ("Творения Святых отцев в рус. пер.". изд. при МДА. тт. 42, 44, 46, 48, 49).

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. - "Христианское чтение", 1829, с. 121 ссл.

Слово в неделю Ваий. - Там же. 1838, I, с. 258 слл.; 1841, I, с. 345 слл.

Слово на Святое Христово Воскресение. - Там же, 1838, II, с. 21 слл. Также: "Прибавления к Церковным Ведомостям", 1900, №№ 15-16.

Слово против савеллиан - "Христианское чтение", 1840, II, с. 281 слл.

Изложение кафолической веры. Из 3-й книги против ересей. - Там же, 1842, I, с. 303 слл.

Слово на Великую Субботу. - Там же, 1846, II. с. 27 слл.

Панарий или домашняя аптека. Пер. МДА. М., 1863, 1864, 1872.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/may12.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] часть I — обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.