Значение слова ГРЕХ в Православной энциклопедии Древо

ГРЕХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия.

По определению апостола, грех есть беззаконие ( 1 Ин. 3: 4 ). Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана , а потом прародители.

В грехе первородном — так как он был грехом природным, т.е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным, — явилось условие для личных грехов каждого человека. Таким образом, личные грехи каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и диавола.

Основа греха в эгоизме, себялюбии. По двоякому составу человека — духовному и телесному, — себялюбие может проявляться или преимущественно в стороне чувственной, или преимущественно в стороне духовной. Поэтому и все грехи при всем их разнообразии могут быть разделены на две эти категории: одни имеют характер чувственный, как стремление к чувственным удовольствиям и жизненным наслаждениям всякого рода; другие имеют характер духовный, как гордость, высокомерие и проч. Такое разделение подтверждается словами апостола, в которых к основным грехам причисляются: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская ( 1 Ин. 2: 15 ).

В нравственном богословии указываются различные виды греха, причем в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в грехе сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Главнейшие из этих делений: грех опущения , когда не исполняется то, что повелевается, — и грех действия , или нарушения, когда делается то, что прямо воспрещается. Грехи вольные , когда человек с полным сознанием совершает противозаконное, не употребляя даже усилия сопротивляться такому влечению; грехи невольные — совершаемые по незнанию, неосторожности, неосмотрительности и по духовной или физической слабости. Грехи простительные , совершаемые по слабости и немощи с сознательным осуждением действия и с нежеланием; грехи тяжкие и по свойству поступка, и по упорству в греховном действии злой воли. К этому разряду принадлежат грехи смертные , т. е. такие, которые, по упорству человека в грехе и преданности злу, истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия божественной благодати.

По тяжести величайший грех — против Духа Святого, который может состоять в хуле на Бога, в отчаянии в милости Божией или в дерзком уповании на бож. благодать. Этот грех, по словам самого Спасителя ( Мф. 12: 31-32 ; Мк. 3: 28—30 ; Лк. 12: 10 ), не простится человеку ни в сей век, ни в будущий. Это зависит от нераскаянности грешника, а не от недостатка благодатных средств для спасения.

Вопросами о сравнительной тяжести грехов и вменяемости их особенно много занимались средневековые католические богословы и преимущественно иезуиты , в своих трактатах по нравственному богословию создавших уродливую и возмутительную казуистику.

Восточные отцы и особенно подвижники в своих сочинениях уяснили на основании опыта и самонаблюдения процесс развития греха в человеке от первого момента до пленения и рабства греховного, имея при этом цели назидательные и педагогические.

Источники

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Внешние ссылки

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/031/31496.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.