Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Гавриил (Абалымов) ( 1881 - 1958 ), епископ Осташковский , викарий Тверской епархии .
В миру Абалымов Николай Николаевич [1] , родился 18 ноября 1881 в деревне Оженары [2] Цивильского уезда Казанской губернии в семье крестьянина. Окончил земскую школу.
В 1904 году окончил Чебоксарское духовное училище .
В 1905 пострижен в монашество .
В 1908 окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия , в том же году рукоположен в сан иеромонаха .
С 4 октября 1908 года - преподаватель Таврической духовной семинарии .
С 8 августа 1911 года - смотритель Торопецкого духовного училища в Псковской губернии.
В 1914 году был возведён в сан архимандрита .
С 13 июня 1914 до 1917 года - смотритель Вольского духовного училища .
В 1917 - 1919 годах - находился в числе братии Хвалынского Троицкого монастыря .
По информации ortho-rus.ru, с 1918 - настоятель Нило-Столобенской пустыни в Тверской епархии [3] .
18 февраля или 26 мая 1920 был хиротонисан во епископа Осташковского , викария Тверской епархии .
С февраля 1923 г. - в отставке, предназначался митрополитом Сергием в Самарскую епархию .
В 1923 году был арестован, приговорен к 3 годам концлагерей.
Долгое время находился в заключении, в том числе в лагере на Соловках с 1923 по 1926 год. В июне 1926 г. принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов).
В 1926 году по обвинению в "недонесение об оставшихся церковных ценностях" был приговорен к 1,5 годам заключения, которое отбывал в Твери .
С 1927 г. был в разных монастырях на покое.
После выхода июльской Декларации 1927 г. перешел в оппозицию к митрополиту Сергию (Страгородскому) , примыкал к "даниловской" группе.
С 1927 года служил в Ново-Соловецкой пустыни , затем до июля 1930 г. - в лесном скиту Хвалынского монастыря , в 3-х верстах от Хвалынска .
С августа 1930 г. был в Москве , в Черкизово.
29 сентября 1930 года был арестован, на адрес в Черкизово выписан ордер на арест и обыск.
Из обвинения:
"... В с. Иноковка Кирсановского р-на ЦЧО с 1928г. существовала к/р церковно-монархическая организация, состоявшая главным образом из попов, монахов и кулаков каковая, в целях законспирирования своей к/р работы на селе, и более успешного ее проведения, в квартире схимонахини Сезинцевой Елены , вырыли пещеру на 50 метров. В этой пещере происходили нелегальные собрания организации, давались установки о срыве колхозного строительства и других мероприятий путем агитации на собраниях и индивидуальной обработки крестьян. Они ставили своей конечной целью свержение Советской власти и восстановление монархии. Для этой цели по селам рассылались монашки, а также распускались провокационные слухи о скорой кончине мира, нарождении антихриста в лице коммунистов и т.д.
Руководил к/р организацией нелегально проживавший в Москве, дезертировавший от службы в Красной Армии сын торговца, иеродиакон Нестор (Постников-Мясников Николай Нилович) . Идеологическим руководителем Постникова-Мясникова являлся неоднократно судимый за к/р действия епископ Гавриил (Абалымов)..."
Из протокола допроса епископа Гавриила:
"... С Феофилом Богоявленским разговоры у меня бывали. В частности, я с ним говорил по поводу предоставления мне митрополитом Сергием в Бугурусланском уезде места. Я просил разрешения подумать и посоветоваться со старцами. Старцами я считаю своих духовных братьев - архимандрита Симеона (Холмогорова) , находящегося в Даниловом монастыре и игумене Серафиме (Щелокове) , проживающего тоже в числе Даниловского братства. Советскую власть я признаю - "всякая власть от Бога". На отношение Советской власти к религии и служителям культа я целиком присоединяюсь к точке зрения митрополита Сергия, изложенного в его интервью. Все считаю промыслом Божиим"
13 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению "идеологическое руководство к/р организацией, создатель кружка а/с христианской молодежи" был приговорен к 5 годам концлагерей, считая срок с 29.09.1931 г. (групповое "дело епископа Гавриила (Абалымова) и др., 1931 г." ).
В период следствия находился в Бутырской тюрьме , а далее место заключения неизвестно.
До 1946 года проживал на покое в Ташкенте и других городах, а в последние годы в Сызрани .
В феврале 1950 года был направлен в распоряжение Днепропетровского архиерея, но по болезни не смог выехать к месту назначения.
С 1954 года проживал на покое в Успенском монастыре в городе Одессе .
Последнее время перед кончиной (по данным ПСТБИ, с того же 1954 года) проживал и настоятельствовал в Балтском Феодосиевском монастыре Одесской области.
Скончался 31 июля 1958 года.
4 мая 1989 года был реабилитирован Прокуратурой СССР.
Труды
Нравственно-аскетические воззрения Преп. Макария Египетского (Великого) .
Литература
ЦВ , 1914, № 26, 320.
Православный Собеседник , 1908, ноябрь, 41, 19 отчет; 1919, апрель, 203 отчет; 1910, март, 186; июль-август, 97 отчет.
ЖМП , 1958, № 9, 8-9.
Журнал Засед. Св. Синода № 23 от 12.XII.1947 г., № 2 от 26.II.1948 г.
Именной список ректор. и инспектор. дух. акад. и семинар. на 1917 г. , 130.
ФПС I, № 98, 4; III, 2.
ФАМ I, № 71, 6.
М. Польский, Новые мученики 1, 168.
Л. Регельсон, 531, 535, 543, 577.
Струве, 314.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5041
http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxI...g9XU
http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...fTZs
[1] Или Аб о лымов
[2] По др. сведениям, дер. Окенары или с. Шигали (Жигали)
[3] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5041
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент