Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Собор в честь Преображения Господня в Выборге
Расположен на Театральной площади Выборга .
Собор является виднейшим памятником архитектуры периода классицизма в Выборге, важной высотной доминантой в силуэте города, свидетельствует о влиянии петербургской школы зодчества на застройке Выборга в конце XVIII – начале XIX века.
История постройки соборного храма начинается с приезда в Выборг императрицы Екатерины II в 1783 году по пути на встречу с королем Швеции Густавом III . Среди сопровождавших императрицу лиц ехал известный столичный архитектор Н. А. Львов . После торжественной встречи, губернатор Выборга В. К. Энгельгардт доложил императрице об отсутствии в городе православной церкви и о необходимости ее постройки. По всей вероятности, тогда Н. А. Львов и выполнил эскиз проекта храма [1] , который представляет собой купольно - апсидную церковь стилизованную под здание времен античного Рима. На должности губернского архитектора Выборга с 1785 года работал прибывший из Ревеля И. Брокман . Он воспользовался чертежом Львова и, сохранив предложенные им пропорции, несколько уменьшил размеры строения.
18 декабря 1786 года «состоялось Высочайшее повеление выстроить в Выборге храм соборный...». В 1787 году, на первом этапе постройки, был возведен купольный храм с портиком тосканского ордера перед главным входом. В таком виде он простоял пять лет. Колокольней церкви в то время служила нынешняя Часовая башня, что было очень неудобно из-за ее отдаленности. Затем последовал второй этап строительства – возведение колокольни . Изначально она стояла отдельно от храма, но позже их соединили.
Значительной переделке подверглись интерьеры церкви в 1815 - 1817 годах по проекту инженера генерал-майора Сулемы. В 1838 году на колокольне появился новый колокол, подаренный купцом Ф. Набилкиным.
Следующая реконструкция производилась в 1862 - 1866 годах под руководством специальной комиссии по чертежам инженер-поручика Титова. В работах участвовал прибывший из Петербурга архитектор Карпов. При нем переложили наружные стены, внутри собора установили четыре пилона , поддерживающие перекрытие в виде крестового свода. На амвоне и клиросе установили решетки, отлитые в Петербурге на заводе Сан-Галли. В Петербурге, а частично на месте выполнялись художественные работы живописцем Императорской Академии художеств Саввой Васильевичем Постемским . Архитектуру собора дополнила зелень разбитой вокруг него эспланады и чугунная решетка ограждения на гранитном основании, изготовлённая в Выборге.
Во время реконструкции собора 1889 года до современных размеров увеличили алтарь , а к колокольне пристроили два помещения, где жили сторожа и хранилось топливо.
В 1892 году, после учреждения Выборгской епархии Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Последняя переделка в соборе осуществлялась по чертежам выборгского десятника А. Исаксона. Она заключалась в том, что между колоннами портика при входе прорубили щелевидные окна и проемы круглой формы для проникновения света в нижний ярус колокольни. Архитектурные массы и ордерные элементы, введенные в композицию собора при его реконструкциях, вполне масштабны, соразмерны и гармонично сочетаются с первоначальной частью здания. Не посвященный в историю постройки зритель вряд ли почувствует, что она длилась более ста лет.
В 1937 году в собор торжественно отметил свое 150-летие, а в 1987 году – 200-летие.
Использованные материалы
"Спасо-Преображенский собор", страница исторического сайта Выборг :
http://www.vyborgcity.ru/text/text_15/text_15_06.htm
[1] Эскиз впоследствии находился в фондах музея архитектуры Донского монастыря в Москве. Этот проект Н. А. Львова зафиксирован на гравированной доске в числе других его работ под номером 26.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент