Значение ВЕЛИКАЯ СУББОТА в Православной энциклопедии Древо

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Великая Суббота - суббота Страстной седмицы .

В этот день вспоминается погребение Иисуса Христа , пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай . Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово .

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений - на пасхальной заутрени.

На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии , Апостол и Евангелие ( Мф. 27, 62 -66). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженных , Символа веры , молитвы " Отче наш " и других).

Литургия Василия Великого начинается с вечерни . Во время вечерни читаются пятнадцать паримий , содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе , затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" ( Дан. 3, 57 -88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа ( Мф. 28, 1 -20).

Песнопения из службы в Великую Субботу

Тропари на "Бог Господь", глас 2

Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе новее покрыв положи. Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе.

Слава: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!

И ныне: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению.

Использованные материалы

http://www.zavet.ru/post-vsedm.htm

http://www.ierei-korenev.ru/arhiv/easter-sat.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.