Значение слова АЛЛИЛУИЯ в Православной энциклопедии Древо

АЛЛИЛУИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Аллилуия (евр. hallelu + yah — Хвалите Яхве), торжественная литургическая аккламация , содержащая 2 первые буквы открытого Моисею Имени Божия (YaHWeH — Сущий).

Авторы 1-й Книги Паралипоменон возводят начало употребления «Аллилуия» за богослужением в ветхозаветном Храме ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36) — «Аллилуия» служила припевом народа к стихам некоторых псалмов.

Наряду с некоторыми другими аккламациями (« Аминь », « Осанна » и др.) «Аллилуия» заняла важнейшее место в иудейском богослужении межзаветного периода и, оставшись непереведенной, была воспринята христианской Церковью с самого начала ее существования.

В качестве самостоятельного гимна «Аллилуия» используется за Божественной литургией , причем не только в византийской традиции, но и в латинском и нехалкидонских обрядах. Как самостоятельное песнопение Божественной литургии «Аллилуия» поется, как правило, перед чтением Евангелия, перемежаясь стихами (меняющимися от праздника к празднику); такое исполнение «Аллилуия» называют аллилуиарием . Смысл исполнения аллилуиария перед Евангелием состоит в том, чтобы подчеркнуть ликование, которым сопровождается слушание Слова Божия. Во время аллилуиария или до него (во время чтения Апостола), согласно богослужебному уставу Православной Церкви, совершается каждение .

Кроме литургии, особые заупокойный или постовой аллилуиарии могут исполняться на утрене вместо обычного «Бог Господь». Это может происходить только в особые дни церковного года; причем если «Бог Господь» заменяется аллилуиарием в субботу, служба носит заупокойный характер (это т.н. родительские субботы ); если же «Бог Господь» заменяется аллилуиарием в седмичный (будний) день, служба носит постовой характер — совершаются земные поклоны и проч. Тип службы с заменой «Бог Господь» аллилуиарием называется «службой с Аллилуия».

«Аллилуия» сохраняет также свое значение припева к псалмам. В частности, в православной традиции «Аллилуия»:

прибавляется к песнопениям, которые связаны (или были связаны) с псалмодией (например, к херувимской песни );

может в некоторых случаях служить припевом к псалмам 1-й («Блажен муж»), 17-й ( непорочны ), 19-й ( полиелей ) кафизм Псалтири;

является припевом ко 2-му праздничному и 3-му будничному антифонам литургии;

наконец, троекратная (или двукратная) «Аллилуия» с прибавлением в конце слов «Слава Тебе, Боже» служит заключительным славословием после групп из нескольких псалмов в каждой из кафизм Псалтири , а также на дневных часах и на повечерии .

Вопрос о том, сколько раз следует произносить «Аллилуия» в составе славословия в конце групп псалмов — дважды или трижды — был предметом споров в Русской Церкви в XV – XVII вв.; неприятие «трегубой» (троекратной) «Аллилуия» стало во 2-й половине XVII в. одним из основных пунктов разногласия деятелей старообрядческого раскола с начатой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформой.

Источники

http://www.patriarchia.ru/db/text/35107.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.