Значение слова ИОРАМ в Библейской энциклопедии Никифора

ИОРАМ

(Бог высок) - имя следующих лиц: 2Цар 8:10 - сын Фоя, царя Емафского, отправленный сим последним приветствовать Давида от его имени с победою над Адраазором, царем Сувским. В 1Пар 18:10 на Еврейском читается: Хадорам. 4Цар 8 и сл. - второй сын Ахава, царь Израильский, брат и преемник Охозии (889-877 г. до Р.Х.). Хотя он и ниспроверг идола Ваала, сделанного его отцом, и уничтожил нечестивое идолослужение пред ним, но он все-таки делал неугодное в очах Господних и продолжал держаться грехов Иеровоама и не отставал от них (4Цар 3:1-3). В начале его царствования, Моавитский царь Меса отложился от царства Израильского, и перестал платить ему дань. С помощью Иосафата, царя Иудейского, и царя Идумейского, Иорам отправился с войском для усмирения возмутителя. После семидневного похода, они приблизились к земле Моавитской и пришли в такое место, где не оказалось воды, Иосафат обратился за помощью и советом к пр. Елисею, находившемуся тогда при войске. Елисей при сем случае строго порицал Иорама за его беззакония, но из уважения к Иосафату вопросил Господа. Выкопанные союзниками в безводной пустыне, канавы помощью Божией чудесно наполнились водою, чем оказана им двоякая польза, именно: утолилась жажда войск, а затем вода, показавшаяся неприятелю кровью, вследствие ли то отражения лучей заходящего солнца, или, быть может, вследствие особенного цвета самой воды от песчаной, красноватой почвы, ввела в обман неприятеля. Полагая, что союзники перессорились и вступили в кровавый бой между собою, Моавитяне поспешно в беспорядке вышли из лагерей собирать добычу, и вместо добычи встретили сильный отпор. Союзники, обратив неприятеля в бегство, успешно преследовали его и опустошили всю страну Моавитскую. Во власти Моавитян оставался только укрепленный город Кир -Харешет и тот был обложен союзниками и доведен до крайности. Царь Моавитский для умилостивления богов вознес на стене во всесожжение своего сына первенца, что произвело сильное негодование в Израильтянах; и они отступив, возвратились в свою землю (4Цар 3:27). В царствование Иорама, Израильтяне часто страдали от нашествия Сириян. Пр. Елисей, жизнь которого тесно связана с событиями царствования Иорама, чудесно извещал последнего о всем том, что делалось в неприятельском лагере. Сирияне заметили это и послали вооруженный отряд схватить пророка, но по молитве человека Божия, Господь поразил воинов слепотою, и пророк отвел их в Самарию, уговорив при сем Иорама поступить с ними милостиво и отправить обратно к своим. Вследствие сего было заключено перемирие, во время которого, как известно, Сирийский военачальник Нееман получил чудесное исцеление от проказы (см. Нееман ). Затем Самарию снова обложили осадою Сирияне, и довели город до такой крайности, что ослиная голова продавалась по 80 сиклей серебра и матери не гнушались есть даже своих собственных детей. Царь приписывал это ужасное бедствие пророку, который несомненно предупреждал его об этом, и хотел даже умертвить его, но посланный для сего возвратился с обещанием, что город скоро освободится от осады и съестные припасы будут продаваться по дешевой цене. Так и случилось: в лагере Сириян послышался шум приближающихся войск, и они, оставив свой лагерь, со всеми съестными припасами обратились в бегство (4Цар 6:24-33, гл. 7). Вскоре после того, когда царь Сирийский был умерщвлен Азаилом, Иорам хотел воспользоваться сим государственным переворотом и возвратить Рамоф Галаадский; почему вместе с Озиею, царем Иудейским, осадил этот город, но осада кончилась неудачно. Раненый во время оной Сириянами, Иорам отправился в Израиль лечиться, и здесь был умерщвлен стрелою в своей колеснице, пущенною наугад Ииуем, и брошен на участке поля отнятого Ахавом у Навуфея. В то же время Ииуй велел умертвить Охозию, и потом истребил весь род Ахава (4Цар 3, 6:8-32, 7, 8:28-29, 9:24-26). Царствование Иорама замечательно деятельностью пророков Илии и Елисея. Деятельность первого продолжалась до 6 г. царствования Иорама, а вторая относится почти ко всему остальному царствованию. (1Пар 3:11, 2Пар 21:1-20, 3Цар 22:50, 4Цар 1, 17, 8:16-24, Мф 1:8) - сын Иосафата, царь Иудейский, которому он наследовал в 889 г. до Р.Х. Он умертвил мечом шесть своих братьев, которым отец оставил в наследство большие богатства и укрепленные города, а вместе с ними умертвил и некоторых из князей Израильских. Таково было начало его нечестивого царствования. Женившись на Гофолии, дочери Ахава, под ее злым влиянием, Иорам не только сам впал в идолопоклонство, но и принуждал своих подданных следовать своему примеру. Обличительное послание, полное угроз, отправленное к нему пр. Илиею, не образумило и не привело Иорама к раскаянию и исправлению, вследствие чего все его восьмилетнее царствование было непрерывным рядом бедствий, Идумеи отложились от него и он сам едва избегнул их рук. В то же время против него возмутился укрепленный город Ливна. Филистимляне и Аравитяне выступили против него, ограбили его дворец и или умертвили, или взяли в плен его сыновей, кроме одного младшего Охозии. Сам он, в исполнение пророческого предсказания, был поражен страшною неизлечимою двухлетнею болезнью внутренностей, выпавших перед смертью к концу второго года из его утробы. "И он умер в жестоких страданиях, замечает свящ. дееписатель, и не сжег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его... И отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах" (2Пар 21:19-20). 2Пар 17:8 - один из двух священников, которых посылал Иосафат вместе с левитами по Иудее учить народ Закону Божию. 1Пар 26:25 - левит, предок Шеломифа, в царствование Давида. 2Езд 1:9 - тысяченачальник, во дни царя Иосии, пожертвовавший для торжественного празднования Пасхи 5,000 овец и 700 волов. В параллельном месте 2Пар 35:9 читается: Иозавад.

Библейская энциклопедия, Никифор.