Значение слова ЭКСПРЕССИОНИЗМ в Словаре литературоведческих терминов

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

- (франц. expression авангардизм ) течение в западноевропейском искусстве и литературе первой четверти ХХ в., зародившееся как реакция на социальные катаклизмы начала столетия, прежде всего на события первой мировой войны. Отвергнув реалистический метод отображения жизни, всякое правдоподобие в искусстве, Э. противопоставил себя не только реализм у, но и нереалистическим течениям, например, символизм у и импрессионизм у, и даже натурализм у как направлениям, не способным, с точки зрения экспрессионистов, выразить катастрофичность современного мира. В основе эстетики Э. - продиктованное отказом от "подражания природе" требование изменения художественного языка, призванного не изобразить явление, а выразить саму его сущность, субъективное авторское видение его. Рисуя мир в состоянии хаоса, социальные катастрофы (прежде всего мировую войну), Э. отказывает в состоятельности всем общественным институтам (государству, церкви и т. п.), неспособным спасти человека от гибели, выражает разочарование в таких либеральных ценностях, как свобода, вера, "кричит" об обесценивании человеческой жизни, стремясь активно воздействовать на реальность. Все изображаемые чувства (любовь, ненависть, страх, боль, страдание и др.) у экспрессионистов приобретают крайнюю остроту и открытость, поэтому важнейшими изобразительными средствами в их творчестве становятся гротеск , деформация образов, нарушение пропорций изображаемых предметов (в живописи), дисгармония (в музыке), отвлеченность, схематизация образов (в драматургии), пафос отрицания (в лирике), открытость и даже откровенность изображения нередко шокирующих деталей окружающего мира (например, военных сцен), быта и сокровенных чувств людей. Эстетическая программа Э. нашла наиболее полное отражение в творчестве художников В. Кандинского, О. Кокошки, М. Пехштейна, Г. Гросса, драматургов Э. Толлера, Г. Кайзера, Б. Брехта, Ю. О'Нила, писателей Л. Франка, И. Бехера и др. В России к Э. относят группу "Экспрессионисты" (1919 - 22), куда входили поэты И. Соколов, С. Спасский, Г. Земенков, "Московский Парнас" (1922), организованный писателями Б. Лапиным и Е. Габриловичем, и так называемых "эмоционалистов" (1922 - 25), лидером которых стал М. Кузмин. Тяготеющим к Э. некоторые литературоведы считают также раннее творчество В. Маяковского и Л. Андреева, нередко с традицией Э. связывают творчество Д. Хармса, А. Введенского, К. Вагинова, Н. Заболоцкого, входивших в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Словарь литературоведческих терминов.