- (от лат. conceptus - мысль, представление) - одно из постмодернистских (см. постмодернизм ) течений в прозе и поэзии последней трети ХХ века, возникшее как эстетическая реакция на социалистический реализм, на искусство эпохи застоя. К. имеет дело не с образами, а с идеями. Автор-концептуалист оперирует сложившимися в советский период идеологическими штампами (концептами), т. е. "затертыми до дыр советскими текстами или лозунгами, речевыми или визуальными клише" (В. Руднев), а также известными формулами классической литературы, доводя изображаемое до абсурда:
Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвёл диатез. Пелёнки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты.
Т. Кибиров
Ах, скифы мы, ах азиаты мы
с опухшими и жадными очами...
Но где же вы, друзья одномолчане?
Иных уж нет, а те - вдоль Колымы.
В. Строчков
Стилевые приметы К. - игра со штампами, центонность (см. центон ), использование пародийной техники, эксперименты в области языка: "Спимая радость уснет, Спимая мною одним..." (А. Левин). Наиболее значительные представители К. в поэзии 70-х -80-х гг. ХХ в. - Я. Сатуновский, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, Д. Пригов и др. Концептуальное искусство, работавшее с языком советской пропаганды и идеологии получило название соцарта ("социалистического искусства"). См. соцарт .