КЛАССИЦ́ИЗМ (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в лит-ре и иск-ве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к антич. наследию как к норме и идеальному образцу. К. сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. К. был связан с Просвещением; основываясь на идеях филос. рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого обществ. содержания, возвышенных героич. и нравств. идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этич. идеям, воспитат. программе иск-ва эстетика К. устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода; ист., мифол., религ. картина и т.д.) и "низких" (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). В лит-ре (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значит. этич. коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального иск-ва [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (Т. Duparc), М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России] характерны торжеств., статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В муз. т-ре утвердились героика, приподнятость стиля, логич. ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вок. виртуозность в ариях (итал. опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В. Глюка в Австрии). Архитектуре К. (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж.А. Габриель, К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобр. иск-во (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр, скульпторы Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе во Франции, скульпторы И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, скульпторы М.И. Козловский, И.П. Мартос в России) отличается логич. развёртыванием сюжета, строгой уравно- вешенностью композиции, пластич. ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.
Классицизм. 1. Дворец Малый Трианон в Версале. 1762-64. Архитектор Ж.А.Габриель. 2. Памятник К. М. Минину и Д. М. Пожарскому в Москве. 1804—18. Скульптор И. П. Мартос. 3. Арка здания Главного штаба в Санкт-Петербурге. 1819-29. Архитектор К. И. Росси. Скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский.