Значение слова УСКОРЕНИЕ в Литературной энциклопедии

УСКОРЕНИЕ

термин, введенный в теорию русского стихосложения А. Белым («Символизм», М., 1910) для обозначения пропуска в стихе одного из предусмотренных данным размером ударений, т. е. ипостасы ( см .), пиррихием в двусложных размерах и трибрахием в трехсложных. Термин «У.» фиксирует неоднократно отмечавшееся субъективное впечатление ускоренного произношения стихов с подобными пропусками ударений. Ср. в 4-стопном ямбе (первый стих без ускорения, второй с ускорением на первой и третьей стопах):

Молча?т. /Топо?р/ /блесну?л/ с разма?ху,

И от/скочи?/ла го/лова?.

(Пушкин, «Полтава».) Как ни кажутся убедительными отдельные примеры, нетрудно привести образцы, в

615 к-рых пропуск ударения воспринимается не как У., а скорее как замедление, напр.:

Она? /свежа?/, как ве?ш/ний цве?т,

Взлеле?/янный/ в тени?/дубра?вной.

(Пушкин, «Полтава».) Можно подметить следующую закономерность: воспринимаются как ускоренные те стихи, в к-рых пропущены ударения, четные по отношению к последнему ударению стиха (тонической константе), и как замедленные — стихи с пропуском нечетных от конца ударений. Наличие таких противоречивых разновидностей заставляет отбросить понятие У. как научно необоснованное. М. Ш.

Литературная энциклопедия.