Джанджорджо (Trissino Giangiorgio, 1478—1550). Р. в Виченце, в богатой аристократической
389 семье. Блестящий знаток античной литературы, Т. был поборником утонченности вкуса и боролся за внедрение античной традиции в итальянскую лит-ру. Им создано первое подражание греческой трагедии на итальянском языке «Sofonisba» (напис. 1515, изд. 1524). Сюжет трагедии заимствован из XXX книги Тита Ливия. Наиболее известное из его произведений — поэма «Италия, освобожденная от готов» (Italia liberata dai Goti, 1547—1548) — подражание «Илиаде» Гомера. Оба эти произведения холодны и рассудочны. Подражание «Близнецам» Плавта — «J simillimi» [1548] лишено живой силы подлинного таланта. Значительную роль сыграл Т. в споре о лит-ом яз. Т. боролся за признание лит-ым итальянским языком искусственно созданного из всех наречий Италии языка. Эту теорию он изложил в диалогизированном трактате «Il Castellano» [1528], который вызвал отпор со стороны Маккиавелли, Бембо и др. Аристократ по рождению и идеологии, он очень отрицательно относился ко всем произведениям, написанным живым разговорным языком (известен его резко отрицательный отзыв о «Неистовом Роланде» Ариосто), требовал утонченности стиля и изысканности словаря. Библиография : I. Tutte le opere di G. G. Trissino, Verona, 1729; Morsolin B., Giangiorgio Trissino, 2-a ed., Firenze, 1894; Ciampolini E., Un poema eroico nella prima met? del Cinquecento, Lucca, 1881; Его же, La prima tragedia regolare nella letteratura italiana, Lucca, 1884, nuova ediz., Firenze, 1896; Ermini F., L’Italia liberata dai Goti di Giangiorgio Trissino, Torino, 1894; Spingarn J. E., A History of literary criticism in the Renaisance, 2 nd ed., N. Y., 1908; Гаспари А., История итальянской литературы, т. II, М., 1897, стр. 487—494; Овэтт А., История итальянской литературы, СПБ, 1908 [по указателю]; то же, под назв.: Оветт А., Итальянская литература, Гос. изд., М., 1922 [по указателю]. Г. Р.