Алексей Сергеевич [1834—1912], журналист, издатель, драматург. Журналистская карьера С. началась с умеренно-либеральных фельетонов и очерков, к-рые он под псевдонимами «А. Бобровский» и «Незнакомец» помещал в «С.-Петербургских ведомостях» В. Ф. Корша и в «Биржевых ведомостях». Эти фельетоны, изданные отдельной книгой под названием «Всякие» [СПБ, 1866], послужили причиной ареста С.; сама книга была уничтожена цензурой (изд. 2-е, СПБ, 1909). В 1876 С. купил газету «Новое время», вызвавшую на первых порах оптимистические ожидания буржуазно-демократической интеллигенции. Однако через некоторое время с полной очевидностью выяснился подлинный политический облик Суворина как фактического редактора и издателя газеты. Политическую физиономию «Нового времени» Салтыков-Щедрин метко охарактеризовал кличкой «Чего изволите». Ставшая на ряд лет самым распространенным изданием в России, газета «Новое время» двусмысленно называлась Сувориным «парламентом мнений». Часто Суворин помещал в ней статьи диаметрально противоположных направлений. Суворин печатал в «Новом времени» свои «Маленькие письма», свидетельство превращения недавнего либерала и западника, противника Каткова в открытого охранителя-славянофила, великодержавного шовиниста, злобного, непримиримого врага развивавшегося рабочего движения. В годы реакции С. выступает вместе со Столыпиным и Дурново как ярый монархист, черносотенец, ревностный охранитель царского самодержавия. С. основал большое книгоиздательство с сетью книжных магазинов, организовал монопольное «Контрагентство печати», продвигавшее к провинциальному читателю патриотическую лит-ру. С конца 80-х гг. С. занялся театром, возглавляя литературно-артистический кружок в Малом театре, где поставил свою пьесу «Татьяна Репина» [1889]. Пьеса эта, написанная в мелодраматических тонах, посвящена описанию трагической смерти известной провинциальной актрисы Кадминой. Продолжение этой пьесы под тем же названием написано было А. П. Чеховым [1889]. Именно
100 в эти годы, еще до того, как С. превратился в махрового реакционера, Чехов был с ним в дружеских отношениях, хотя и тогда оба писателя занимали разные идейно-политические позиции. К драматургическим опытам С. относится также драма «Медея» (вместе с В. Бурениным) и др. пьесы, маловыразительные и слабые со стороны идейной и сценической. Беспринципность С. ярко вскрывается в случайно найденном интимном его дневнике, в к-ром он критикует своих виднейших современников, а иногда и всю общественно-политическую систему, к-рой он раболепно служил. Библиография : I. Незнакомец (А. Суворин), Очерки и картинки, кн. 1—2, СПБ, 1875; Суворин А., Татьяна Репина, СПБ, 1913; 3-е изд., СПБ, 1899; Суворин А., В конце века. Любовь. Роман, СПБ, 1893, 3-е изд., СПБ, 1913; Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову, СПБ, 1913. Дневник А. С. Суворина. Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского, М. — П., 1923; Письма русских писателей к А. С. Суворину. Подготовил к печати Д. И. Абрамович, Л., 1927. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПБ, 1902. М. Л.