Значение СУВОРИН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СУВОРИН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

известный журналист. Род. в 1834 г. в с. Коршеве Бобровского у. Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненный при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной Де-Пуле "Воронежской беседе" (1861) С. поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Москов. вестн.", "Весельчаке" и "Русск. дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков) в "Рус. речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Рус. речи". Когда "Рус. речь" прекратилась, С. занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурою" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка" в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого — "Жизнь патриарха Никона" (есть отд. издание), в "Отеч. зап." — рассказ "Отверженный" (1863, №1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. С. переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. инвал." (за подписью А. И—н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С.-Петерб. вед.", занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь С. под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С. в 1866 г. судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Самая книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г." Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в "СПб. вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С. расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики — Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869—1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, №№ 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1870, №№ 1 и 2; "В гостях и дома (Заметки о Германии)", 1870, №№ 9 и 10; "Русская драматич. сцена", 1871, № 1; "Историческая сатира" ("История одного города" Щедрина), 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. О. Корш и его редакция были устранены от "С.-Петер. вед." (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный уход С. из "СПб. вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С. в начале 1875 г. выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большею частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых ведомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел вместе с В. И. Лихачевым "Новое время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового времени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "СПб. вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых №№. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркою выразительницею симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1—2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. Новое Время). Лично С., впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб. ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. с приобретением "Нового времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, С. известен пользующеюся большим успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899); такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г. С. издает весьма распространенный "Русский календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового времени" С. основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая библиотека" (образцом для нее послужили нем. "Universal-Biblothek" Реклама и франц. "Biblioth?que Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.С. Венгеров.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.