Значение слова РАСКОЛЬНИКОВ в Литературной энциклопедии

РАСКОЛЬНИКОВ

Федор Федорович [псевдоним Ильина, 1892—] — советский писатель и журналист. Происходит из семьи духовного звания. Член ВКП(б) с 1910. С 1911—1914 работал в партийной прессе. Во время войны 1914 — во флоте. После Февральской революции

537 руководил кронштадтской газетой «Голос правды», был председателем Кронштадтского совета. В октябрьские дни — участник боев под Пулковым. После Октября — комиссар морского генерального штаба, замнаркоммора, командующий волжской флотилией, член РВС восточного фронта. В 1919 — участник взятия Казани, командующий Каспийской флотилией. В 1920 — командующий Балтфлотом. С 1921—1923 — полпред в Афганистане. С 1924—1930 редактировал журнал «Красная новь», был членом коллегии Наркомпроса и начальником Главискусства. С 1930—1934 — на дипломатической работе. Награжден двумя орденами Красного знамени. Внимание Р.-писателя сосредоточивается гл. обр. на исторически-значительных событиях общественной жизни. Он пишет трагедию «Робеспьер» [1930], трагедию мелкобуржуазной революционности, вступившей в конфликт как с потребностями упрочивающей свое господство крупной буржуазии, так и с потребностями пролетарских трудящихся масс. Позднее дает серию очерков-рассказов под общим заглавием «Рассказы мичмана Ильина» [1934], в которых воспроизводит яркие страницы недавнего прошлого — разгон учредительного собрания, гибель черноморского флота, продвижение и действия каспийской флотилии и т. п. события, участником которых был он сам, «мичман Ильин». Широта политического и исторического диапазона писателя делает произведения его глубоко содержательными. Однако Р. недостает живости и реалистичности изображения. В трагедии «Робеспьер» главный герой трагедии Робеспьер, так же как и его ближайший соратник Сен-Жюст, не получил реалистич. разработки. В «Рассказах мичмана Ильина» Р. излишне лаконичен, дает подчас протокольную запись событий и не всегда раскрывает причинную обусловленность совершившегося. Так, в рассказе о гибели черноморского флота не раскрывается историческая необходимость этого акта. Рассказы Раскольникова фрагментарны и могут служить источником для создания широких эпических и драматич. полотен. Р. произведена переработка романа Толстого «Воскресение» для сцены (поставлена в МХАТ им. Горького). Стремясь не отступать от текста романа, Р. создал пьесу, распадающуюся на ряд эпизодов, скрепленных ролью ведущего. Библиография: I. Робеспьер, Социальная трагедия в 4 д. и 6 карт., «Красная новь», 1930, I; То же, отд. изд.; Робеспьер, ГИХЛ, Ленинград — Москва, 1931; Кронштадтцы. Из воспоминаний (1917), изд. «Молодая гвардия», Москва, 1931; То же, 2 издание, Москва, 1932; Рассказы мичмана Ильина, изд. «Советская литература», Москва, 1934; Рассказы комфлота, издание Жургазобъединения, Москва, 1934. II. Отзывы: Гунн, «На литературном посту», 1930, VII (о «Робеспьере»); Нанич Р., «Искусство», 1929, I—II (о пьесе «Воскресение»); Полякова М., «Новый мир», 1934, II; Красноставский М., «Знамя», 1934, V; Вишневский Вс., «Художественная литература», 1934, V; Буднев В., «Литературная газета», 1934, 12 марта; Курт Леонид, газ. «Красная звезда», 1934, 2 авг., и др. Н. Гнедина

Литературная энциклопедия.