1.[/b] [trn][m2]Закир Садыкович (псевд. Дардменд) [1859—1921] — татарский поэт. Р. в купеческой семье в д. Зирган б. Оренбургской губ. Некоторое время учился в Константинополе. По возвращении оттуда Р. совместно с братом организовал добычу золота на Урале; впоследствии стал крупным золотопромышленником. После революции 1905 руководил газ. «Вакыт» и журн. «Шуро» — органами татарской либеральной буржуазии. До 1908 лит-ая деятельность Р. носила случайный характер. Расцвет его поэтической деятельности начался с 1908. В первом своем произведении — «Корабль» — Рамиев воспевал татарскую нацию в аллегорическом образе парусного корабля, плывущего неизвестно куда «по волнам будущего». [m2]516 Для произведений Р. характерно сочетание скептицизма с проповедью эпикуреизма. Эта идейная направленность получила четкое выражение в стихотворении «Хаят» (имя женщины или по-арабски «жизнь»). Идеей бренности бытия и призывами «ловить момент» пронизаны и другие произведения Р.: в них заметно влияние средневековых фарсидских и турецких придворных поэтов-скептиков, которым он в некоторой степени подражал и к-рых также переводил. Известное влияние на творчество Р. имели и русские символисты начала XX в.; оно выражалось в отчужденности от общественных течений, в страхе перед революционной перестройкой действительности. Этим антисоциальным тенденциям соответствовал у Р. его «аристократический» язык, который он насыщал абстрактными понятиями, символами, арабскими, фарсидскими, турецкими, казанскими словами и оборотами речи, пренебрегая живой разговорной народной речью. Один из излюбленных мотивов его лирики — это мотив природы, к которой поэт относился пассивно, созерцательно. Р. — буржуазно-эстетский поэт — иногда не прочь был наставнически поучать своих собратьев-писателей, призывая их служить чистому «искусству для искусства». В пооктябрьский период своего творчества Р. проводил резко враждебные пролетарской революции идеи, изображая ее в виде оргии «бесов, вытеснивших невинных ангелов». Библиография: I. Дардменд, Собрание стихотворений, с библиографическим очерком и предисловием, Казань, 1928; Сборник татарской литературы (переводы отдельных стихов), ГИХЛ, 1931. Г. Нигмати. 2.[/b] [trn][m2]Сагит Лутфуллович [1880—1926] — татарский поэт. Р. в семье муллы-лесопромышленника в деревне Акманово б. Оренбургской губ. Учился в медрессе в Оренбурге. В 1906 активно участвовал в революционном движении среди татар, примкнув к татарским эсерам, редактировал орган этой партии — «Тан Юлдузы» (Полярная звезда). После его закрытия сотрудничал в бурж. газетах. В 1916 Р. очутился в списке сотрудников уфимской жандармерии, в том же году был исключен из их числа в виду непредставления необходимых для охранки сведений. Начало поэтической деятельности Р. относится к 1906. Первые его произведения носили общий для большинства татарских поэтов того времени просветительский характер. Начиная с 1907 стихи Р. принимают ярко индивидуалистическую окраску; в них поэт возвеличивает свое «я», призывает «не подчиняться» законам человеческого общества. В основном же многие произведения Р. того времени («Я», «Человек», «Обманулся» и др.) глубоко пессимистичны. С течением времени в его творчестве развиваются религиозно-мистические мотивы. После Октября Рамиев постепенно отошел от лит-ой жизни, ограничившись написанием 2—3 стихотворений и одной незаконченной поэмы под названием «Христос свободы», противоречивой и реакционной по своему содержанию. Рамиев также известен как переводчик русских и зап.-европейских классиков. Он играл [m2]517 большую роль в развитии татарского стиха: впервые ввел тонику. Библиография: I. Сборник татарской литературы (перев. отдельных стихов Р.), ГИХЛ, 1931. II. Ибрагимов, Татарские поэты, 1913; Журн. «Безнен Юл», 1926, № 3, и 1927, № 3. Г. Нигмати
Значение слова РАМИЕВ в Литературной энциклопедии
Что такое РАМИЕВ
Литературная энциклопедия. 2012