Значение слова ПРЕШЕРН в Литературной энциклопедии

ПРЕШЕРН

Франц Ксаверий [Франце Прешерен, 1800—1849] — крупнейший словенский поэт, выдающийся деятель словенского нац. движения. Р. в зажиточной крестьянской семье. Учился сначала в гимназии, затем кончил юридический факультет в Вене. Первые его стихотворения написаны на немецком языке. Однако к концу 20-х гг. П. окончательно приобщился к народному языку. К этому же времени относится его деятельное участие в издании альманаха «Пчела». Вся дальнейшая лит-ая деятельность П. носит ярко выраженный националистический характер. Идеолог самоутверждающейся буржуазии, П. выступил как активный борец за национальную культуру. Общественно-политические взгляды П. ярче всего выражены в его «Здравнице», где он защищает идеи национальной независимости и содружества народов на буржуазной основе. Находясь под сильным влиянием романтиков, П. в образах прошлого выражал идеи современной ему прогрессивной буржуазии, боровшейся за национальную независимость и национальное самоутверждение. Большое место в его творчестве занимают исторические темы, в особенности из эпохи словенского средневековья. Таков его «Крст при Савици» (Крест у Савицы, 1836) — большой рассказ в стихах, в котором дано описание последних боев словенцев против христианства, распространяемого «огнем и мечом». Глубокий романтик, индивидуалист, поэт любовной лирики по преимуществу, Прешерн в своей лирике достиг высокого художественного мастерства. Он первый ввел в словенскую поэзию романские формы поэзии, испанские ассонансы, восточные газели, нибелунгскую строфу, сатиры

255 тиры и т. п. П. создал новый словенский поэтический язык. Его стихи читаются до сих пор. Лучшими его лирическими произведениями являются: «Сонетни венац» [1834], посвященное несчастной любви поэта к Юлии Примид, «Nezakorska mati» (Незаконная мать), в которой П. воспевает любовь девушки к своему внебрачному ребенку, и «Крест у Савицы». Эти стихотворения поражают до сих пор свежестью, глубиной чувства и огромным мастерством формы. Влияние П. на дальнейшее развитие словенской лит-ры было громадно; он надолго определил ее пути; не только окончательно утвердил словенский язык в правах лит-ого языка, но и окончательно разбил среди словенцев движение иллиризма (попытка создания нового иллирического языка искусственным образом из смеси словенского, хорватского и сербского языков). С П. словенская лит-ра вступает в круг зап.-европейской лит-ры. Библиография: III. Станојевић Ст., Народна Енциклопедија српско-хрватско-словенска, т. III, Загреб, 1928. И. Маттео

Литературная энциклопедия.