Значение слова ПРЕРАФАЭЛИТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПРЕРАФАЭЛИТЫ

(от лат. рrае - перед и Рафаэль ) , английские художники и писатели 2-й половины 19 в., ставившие целью возрождение 'искренности', 'наивной религиозности' среденвекового и раннеренессансного искусства ('до Рафаэля'). 'Братство прерафаэлитов' (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood) было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом, испытавшими влияние Ф. М. Брауна (а через него - нем. назарейцев ) и поддержанными Дж. Рескином . Выступая с романтической критикой буржуазной культуры, П. противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) 'священный огонь', 'живую веру' т. н. примитивов, отвергнутых эстетикой нового времени. Неисторическая апология средневековья, связанная у П. с требованием эстетизации современной жизни, вела к преобладанию в их творчестве принципа стилизации, черт преувеличенного декоративизма в сочетании с тщательной детализацией. Поэзия П., в частности Россетти, отмечена в духе Дж. Китса чувственным отношением к красоте (что сближает с П. поэтов А. Теннисона, Р. Браунинга, а впоследствии - А. Ч. Суинберна) и спиритуалистическим культом любви, основанным на традициях средневековой итальянской литературы. После распада 'Братства' в 1853 новый подъём движения П. начинается с конца 1850-х гг., когда вокруг Россетти группируются свежие силы - художники У. Моррис , Э. Берн-Джоне, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись П. развивается в сторону сложной, до пряности расцвеченной плоскостной орнаментики и мистической усложнённости образного строя (Россетти, Берн-Джоне). Более широкий характер носит деятельность убеждённого социалиста Морриса, который стремился воссоздать в противовес обезличенному машинному 'одухотворённое' ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Он объединил многих мастеров (в т. ч. Ф. М. Брауна, А. Хьюгса, архитектор Ф. Уэбба) в возрождении английского декоративно-прикладного искусства (рисунки для разнообразных изделий организованных Моррисом художественно-промышленных мастерских, оформление изданий Келмскоттской типографии и т.д.).

Идеи и практика П. во многом повлияли на развитие символизма и эстетизма 'конца века' в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля 'модерн' в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусствах, легли в основу теории активной 'жизнестроительной' роли искусства в социальном процессе.

Лит.: Венгерова З. А., Литературные характеристики, [т. 1] - Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897; Ruskin J., Pre-Raphaelitism, L., 1851; Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite imagination. 1848-1900, [Lincoln], 1968; Honnighausen L., Praraphaeliten und Fin de Siècle, Munch., 1971.

А. Н. Дорошвич.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.