Значение слова ПАЛАМАС в Литературной энциклопедии

ПАЛАМАС

Костас [1859—] — известный новогреческий поэт, беллетрист и критик. Член Афинской академии. Первый сборник стихов П. «Песни моей родины», включающий юношеские стихотворения, появился в 1886. За ними следуют: сборник стихов «Гимн Афине» [1889], представляющий попытку возродить классический гомеровский гимн, и книга «Глаза моей души» [1892], написанная под непосредственным влиянием французских парнасцев. Все эти сборники носят чисто подражательный характер и не представляют большой художественной ценности. Лишь в последующих книгах стихов П. освобождается от подражания чужим образцам и проявляет свою художественную индивидуальность. Но полного расцвета его творчество достигает лишь в произведениях, написанных после 1900. Его «Неколеблющаяся жизнь» [1904], «Двенадцать песен цыгана» [1907] и «Царская флейта» [1910], написанные на разговорном греческом яз., по своим художественным достоинствам выдвигают П. в первые ряды новогреческой лит-ры. Писатель мелкобуржуазной интеллигенции, весьма близкой отечественной буржуазии, «деятельный сотрудник последней», П. в своем творчестве и в своей лит-ой деятельности борется за идеи современной греческой буржуазии — за буржуазно-националистическую культуру, за создание новой «великой Греции». Наряду с огромным преобладанием чисто патриотических стихотворений в творчестве П. [1900—1910] встречаются также и произведения, проникнутые жалобами на социальную несправедливость и сочувствием к пролетариату: «Держись, наступай, рабочий, как богатырь»; «Бей, рабочий-мститель» и т. д. (стихотворения «Спартакос», «Разрушитель», «Рабыни-женщины» и др.). Здесь П. отдает дань увлечению мелкобуржуазной интеллигенции «рабочим вопросом» в эпоху подъема революционной борьбы в Греции в начале XX в. Протест однако ограничивается рассуждениями о борьбе «вообще» и требованием сострадания к меньшим братьям. Его «революционность» по существу оказалась однако пустой патетической фразой. Писатель быстро превратился в урапатриота и трубадура национальной буржуазии. Все его новейшие произведения — сплошной гимн грабительским войнам греческих империалистов. П. воспевает ненависть против врагов родины и «большевиков-волков»

402 («Пятислоги», «Патететические разговоры») и становится наемным стихотворцем шовинистической буржуазии — д’Аннунцио греческого фашизма. Библиография: I. Кроме указанного в тексте на новогреч. яз. — Стихи: Приветствия дочери солнца, 1900; Общество и одиночество, 1912; Мечты морского озера, 1912; Алтари, 1915; Несвоевременные, 1919; Сонеты, 1919; «Пятислоги» и «Патетические разговоры», 1925. Критика: Творчество Кристаллиса, 1894, Соломос, 1901; Писания, 1907; Героические личности и тексты, 1911; Первые критические статьи, 1913; Аристотель Валаоритис, 1914; Визиинос и Кристаллис, 1916; Юлий Типалдос, 1916; Как поем смерть девушки, 1918, и Прозаические пути, 2 тт. Рассказы: Смерть молодца, 1901, и Рассказы, 1920. Драма: Трисевгени, 1903. На иностранные яз. переведены следующие произведения П. — на англ. яз.: Life immovable with Introduction and Notes, Cambridge, 1919; A Hundred Voices and Other Poems, from the second part of Life immovable, Cambridge, 1921; Royal Blossom or Trisevyenne, L., 1923; A Man’s Death, в сб. «Modern Greek Stories», N. Y., 1920; на франц. языке: ?uvres choisies, Po?sie et prose, trad. du n?o-grec p. E. Clement, 2 vv., P., 1922; II. Pernot, La Gr?ce actuelle dans ses po?tes, P., 1921; Hesseling, Histoire de la litt?rature grecque moderne, P., 1924, pp. 108—112; Palmieri A., I quinarii di Kostis Palamas, «I libri del giorno», 1926, VI. И. Криэзис

Литературная энциклопедия.