Николай Федорович [1782—1833] — теоретик русского классицизма. Происходил из обедневшей среднедворянской семьи. Издавал журнал «Любитель словесности» [1806]. По поручению Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств приступил в 1806 к составлению «словаря пиитического», который и был им окончен лишь через 14 лет («Словарь древней и новой поэзии», 3 части, СПБ, 1821). Длительность подготовки «Словаря» была вызвана не только сравнительной трудностью подобного предприятия, почти не имевшего до того времени прецедентов в России и на Западе, но и чрезвычайной обремененностью Остолопова чиновничьей службой. «Словарь» О., созданный, «чтобы учащих и учащихся поэзии избавить от чтения множества писанных по сему предмету книг», представляет род литературной энциклопедии, где азбучно расположенные термины «школьной пиитики» содержат практическую рецептуру нормативной эстетики классицизма. Завершающий консервативно-дворянскую традицию предыдущего
347 века «Словарь» Остолопова одновременно содержит некоторое — очень слабое впрочем — влияние буржуазного «историзма», заботу о том, чтобы изучающие писателя «могли соображать его творение с нравами того века». Для позиций «Словаря» крайне характерно предлагаемое им определение «поэзии», строго выдержанное в духе классической поэтики: «Поэзия есть вымысел, основанный на подражании природе изящной и выраженный словами, расположенными по известному размеру, — так как проза или красноречие есть изображение самой природы речью свободною. Оратор говорит только истину с убедительною силою и простотою, а поэт изображает правдоподобное с такой поразительною приятностию, которая пленяет и с тем вместе потрясает душу...» «Но что же есть изящная природа? что значит подражать изящной природе? Изящная природа не есть истинное существующее, но истинное могущее существовать, истинное избранное, изящное, и представленное так, как бы оно в самом деле существовало — со всеми совершенствами, какие только принять оно может. Подражание изящной природе есть представление предмета в таком совершенном виде, в каком только можем его вообразить, несмотря на то, существует ли он действительно, или только может существовать». Кроме «Словаря» из литературоведческих трудов Остолопова заслуживает внимания «Ключ к сочинением Державина» (СПБ, 1822), один из первых русских литературных комментариев. Остолопов проявил себя и как поэт, оставив после себя ряд псевдонародных романсов («Бедная Дуня») и песен («Не бушуйте, ветры буйные», «Солнце красное, оставь ты небеса»). Библиография: I. Евгения, или нынешнее воспитание, Повесть, СПБ, 1803; Прежние досуги, М., 1816. Переводы: Опыт Вольтера на поэзию эпическую, СПБ, 1802; Тассовы мечтания, изд. 2-е, СПБ, 1819 (1-е изд., 1808 — «Тассовы ночи»). II. Сухомлинов М. И., Исследования и статьи, т. I, СПБ, 1889, стр. 199; Трубицин Н., О народной поэзии в литературном и бытовом обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912, стр. 144—146. III. Геннади Г., Справочный словарь, т. III, М., 1908; Кубасов Ив., Статья в «Русском биографическом словаре», т. «Обезьянников — Очкин», СПБ, 1905; Словарь членов Общества любителей российской словесности, [М., 1911]. П. Берков