Элиза (точнее Ожешко, урожденная Павловская) [Orzeszkowa, 1842—1910] — выдающаяся польская писательница. Р. в Гродненской губ. в семье крупного помещика. Пережила и активно поддерживала восстание 1863—1864. Подвергалась преследованиям за свою национально-культурническую деятельность. Все творчество О. проникнуто стремлением найти выход для разоряющегося землевладения в культурно-капиталистическом хозяйстве и сохранить гегемонию помещиков в буржуазном обществе путем своеобразной «смычки» с крестьянами, создания иллюзии общности интересов помещиков и крестьян. Обуржуазившийся помещик был заинтересован в «свободе» деревни, поставлявшей ему арендаторов и дешевых вольнонаемных рабочих, и в известном поднятии материально-культурного уровня ее кулацкого крыла: ему необходима была его сознательная поддержка в борьбе за «общенациональные интересы», за «дело спасения нации» (т. е. за установление культурного капиталистического строя), с одной стороны, против царского самодержавия и реакционного феодального крыла, с другой — против растущего рабочего движения. Отсюда либерально-гуманистический подход О. к крестьянству, принятый некоторыми критиками за народнический. Рисуя в самых мрачных тонах страдания «народа» с целью тронуть «сердца» богачей и толкнуть их на путь реформ, О. никогда не выступала против помещичьей собственности, за «американский» путь развития. Враждебная идее классовой борьбы, она проповедовала массам пассивное выжидание результатов деятельности просвещенных одиночек из имущих классов, изображая крестьян как темную беспомощную массу, неспособную помочь себе собственными силами. Этот подход сказался уже в первой повести О. («Картинка из голодных лет», 1866) и ряде позднейших произведений, в к-рых писательница после долгого перерыва возвращается к крестьянской тематике. Так, в безнадежно-мрачном романе «Низы» [1883] показаны эксплоатация
316 крестьянской массы пронырливым «аблакатом» и преступное равнодушие дворян к участи младшей братии, погибающей от своего невежества. Еще мрачнее повесть «Дзюрдзи» [1885], где темнота доводит крестьян-дзюрдзев до преступлений (убийство Петруси, подозреваемой в колдовстве). Для помещичьей идеологии О. характерен положительный крестьянский образ — Павел из повести «Хам» [1887] — добрый, удовлетворяющийся немногим, прощающий всякую обиду «христианский» тип, т. е. менее всего способный к классовой борьбе. В романе «Над Неманом» [1866] она изображает с симпатией Яна Богатыровича, зажиточного крестьянина из захудалых дворян, за к-рого выходит замуж барышня из дворянской усадьбы, предпочтя его богатому, но беспутному помещику. Осуждая светскую жизнь с ее пустотой, расточительством и упадочничеством, а также культ «золотого тельца» (финансовый капитал), О. призывает помещика в деревню к организационной работе в своем хозяйстве («Австралиец», 1894). С этой тенденцией у О. связана программа «органического труда». Она восстает против традиционной системы женского воспитания, при к-рой девушка может быть лишь украшением салонов, но не способна к борьбе за существование («Марфа», 1872). Однако О. отнюдь не переходит на почву политической борьбы за расширение прав женщины, проповедуя лишь более умелое использование тех возможностей, к-рые существовали для женщин в то время. Характерно, что, ратуя за науку, О. в то же время всецело поддерживает христианскую религию. В произведениях из еврейской жизни О. проповедует более терпимое и доброжелательное отношение поляков к еврейскому меньшинству, наиболее бесправному, а также освобождение еврейства от гнета клерикализма и традиций национальной обособленности. Эта несомненно прогрессивная тенденция соответствовала потребностям экономического развития современной О. Польши. В условиях угнетенной русским самодержавием Польши это означало союз капитализирующегося помещика, торгующего хлебом, с еврейской торговой буржуазией против царизма, отчасти также стремление к использованию помещиком еврейской рабочей силы. Самое характерное из этих произведений — знаменитый роман «Меер Иозефович» [1877], где молодой прогрессивно настроенный еврей, внук богатого купца, терпит поражение в борьбе с еврейским клерикализмом своего местечка. Здесь в обрисовке борьбы бросается в глаза игнорирование ее классовой подоплеки и апелляция к помощи неизвестных благотворителей, которые укажут Мееру, изгнанному из родного местечка, путь к знанию и правде. Классовая ненависть помещика заставила О. дать памфлетно извращенное изображение социалистических идей и революционно-террористического движения 70-х гг. в России («Привидение», 1880, «Сильвек кладбищенский», 1880, и др.), социализм представляется ей в виде свободной любви, неопрятности в одежде, оправдания воровства и т. п. На революцию 1905—1906 О. ответила бегством в
317 патриотическое прошлое, издав том рассказов о восстании 1863 под заглавием «Горе побежденным» [1910]. Однако патриотизм Оржешко имел и известное прогрессивное значение как протест против национального угнетения Польши царизмом, как идеализация национально-освободительного движения и восстания. Либерально-филантропическая тенденция творчества О. определила сентиментально-моралистический тон ее повествования, в котором неглубоко идущий реализм переплетается с подчас высокопарным пафосом. Наибольшей художественной убедительности этот пафос достигает в стилизованном сказе романа «Меер Иозефович». Библиография: I. На русск. яз. сочин. О. переводились много раз; некоторые из них (напр. «Меер Иозефович», «Над Неманом», «Хам», «Могучий Самсон») появились в нескольких переводах. Собрание сочинений, под ред. С. С. Зелинского, 12 тт., СПБ, 1905—1908, Собр. сочин., 3 тт., СПБ, 1889; Полное собр. сочин., перев. А. Броновицкой, 8 тт., Киев, 1902—1911; Собр. сочин., 12 тт., «Просвещение», СПБ, 1909—1910; Мемуары, изд. «Орион», М., 1911. Произведения О. вышли в 44 томах в Варшаве (1884—1888), избр. сочин. («Pisma E. O-j») — в 4 тт., под ред. и с введением П. Хмелевского (Варшава, 1899), в 18 тт., под ред. и с предисловием А. Дрогошевского (Варшава, 1912—1914). После смерти отрывки из ее «Мемуаров» (Pamietniki) напечатаны А. Дрогошевским в журн. «Sfinks» (Варшава, 1911), Л. Мэетом в «Kurjer Warszawski» и в «Bibljoteka Warszawska» (1910). II. Гольцев В. А., О повестях Э. Оржешко, «Русская мысль», 1891, IX; Бодуэн-де-Куртенэ Р., Э. Оржешко, «Северный вестник», 1892, XII; Цебрикова М. К., Романы и повести Э. Ожешковой, «Русская мысль», 1894, VI—VII; Колтоновская Е., Поборница справедливости. Э. Ожешко, СПБ, 1906 («Б-ка юного читателя»); Marcinowska J., E. Orzeszkowa, jej ?ycie i pisma, Warszawa, 1907; Gostomski W., Praca u podstaw w powie?ciach E. O. Orzeszkowej, Krak?w, 1909; Grabowski T., E. Orzeszkowa, Krak?w, 1907; Drogoszewski A., E. Orzeszkowa, Krak?w, 1912; Borkiewicz K., Eliza Orzeszkowa i Marja Konopnicka, Lw?w, 1931; Kosolowski K., Elisa Orzeszkowa: Nad Niemnem. Komentarz, geneza, dokladna te??, charakterystyki os?b., L?dz, [1931]. III. Библиографический указатель переводной беллетристики, СПБ, 1897.