Значение слова ОНОМАСТИКА в Литературной энциклопедии

Что такое ОНОМАСТИКА

[от греческого ?noma — «имя»] — раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики. Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции — служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет — имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, т. е. при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср. например такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финские «Москва», «Волга» и т. д.). Отсюда — огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного яз., но даже при полной смене яз. одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер яз., на к-ром было впервые создано соответствующее наименование. О. и топонимика дают так. обр. ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Так напр. анализ древнейших племенных и географических названий Средиземноморья приводит исследователей к утверждению огромного вклада яфетидов (предшествовавших семитам и индоевропейцам) в построение средиземноморской культуры. Анализ географических названий южной части Восточноевропейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский яз. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (названий типа «Вышний Волочек») позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д. Изучение имен собственных в лит-ых произведениях и методов их образования должно было бы дать ценные материалы для характеристики различных стилей и творческих методов. Достаточно напомнить об именах-персонификациях

302 в дидактических и сатирических жанрах (Стародум, Скотинин, Обалдуев, город Глупов); об именах комических по своей этимологии (Siebenk?s, Ноздрев, Собакевич) или по своей звукописи (Schnabelwopski, Horribilicribilifax, Чичиков, Халтюпкина); о методах образования имен положительных персонажей в различных стилях (классические и сентиментальные: Альцест, Эраст, Памела, Лиза, романтические: Ансельм, Вольдемар, Ольга, реалистические: Левин, Безухов, Облонский) и о влиянии этих имен на бытовой ономастикон ( см. « Стилистика »); об использовании имен для социальной характеристики героя (ср. напр. у Блока игру на именах «Текла» и «Фекла» в «На берегу моря»). Однако материал для поэтической О. не только не разработан, но и не собран. Не собраны также и многочисленные высказывания поэтов и писателей об именах собственных, характеризующие методы их работы в этой области (напр. замечания В. Гюго об именах в «Les mis?rables», Стерна — в «Тристрам Шенди», Лескова — в «Соборянах», записи имен собственных — в записных книжках Чехова). Библиография: по лингвистической О. очень велика; Акад. Mapp, Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры, Л., 1922; Kleinpaul R., L?nder- und V?lkernamen, Berlin, 1919; Solmsen F., Indogermanische Eigennamen als Spiegel der Kulturgeschichte, Hdlb., 1922 (библиографич. обзор); Sturmfels W., Etym. Lexikon deutscher u. fremdl?ndischer Ortsnamen, Berlin, 1925; Dauzat A., Les noms de lieux, P., 1926; Olsen M., Farms and Fanes of Ancient Norway, Osl., 1928. По поэтической О.: Горнфельд А. Г., Новые словечки и старые слова, П., 1922. Р. Ш.

Литературная энциклопедия.