1.[/b] [trn][m2]Карин [Carin Micha?lis, 1872—], современная датская писательница, специализировавшаяся на проблемах женской и детской психологии. Социальная значимость этих этюдов заключается в либеральном протесте против обычной в буржуазном обществе трактовки женщин и детей как низших, неполноправных существ или как забавных куколок и игрушек. Особенной популярностью пользовался роман М. «Опасный возраст». Во время мировой войны М. заражена идеями милитаризма. Она восторженно воспевает чудеса военной техники и индустрии (описание пушечного завода) — «оплот мирных граждан и залог побед» — и ставит себе задачей «увековечить» наряду с прочими «самоотверженными» жертвами войны героинь буржуазной благотворительности. Когда же война привела к социальным потрясениям, М. вместе с рядом других представителей мелкобуржуазной интеллигенции метнулась в сторону революции и даже сблизилась с коммунистами. Очень быстро изжив свои революционные увлечения, М. вновь переходит на свои излюбленные темы. В последнее время она выпустила целую серию романов полуавтобиографического характера под общим заглавием «По ту сторону добра и зла» (Traeet poa godt og ondt), в которых пытается развенчать традиционную буржуазную мораль, противопоставляя ей идеи парадоксального аморализма, не выходящего при всем том из рамок той же буржуазной морали и буржуазного индивидуализма. В 1932 М. принимала участие в работах первого международного антивоенного конгресса. На русском языке вышло два собрания ее сочинений: под ред. Мускатблита (М., 1911—1913, 8 тт.) и под ред. П. С. Когана (М., 1912). Библиография: I. Собр. сочин., перев. под. ред. Ф. Мускатблита, 8 тт., изд. «Заря», М., 1911—1913 [т. I. Опасный возраст, ч. 1, Роман; т. II. Эльзи Линдтвер (Опасный возраст, ч. 2); т. III. Принцессочка, Роман; т. IV. Лунной ночью; т. V. Любовь, Роман; т. VI. Судья, Роман; т. VII. Иванова ночь, Роман; [m2]386 т. VIII. Русский и др. рассказы]; Ея муж. Счастливый брак и др. рассказы, изд. Столичного кн-ва, М., 1916; Книга о любви, Роман, изд. «Міа», П., 1916, и др. Некоторые романы, в особенности «Опасный возраст», выдержали по нескольку изд. в различных переводах. В пореволюционное время изданы: Девочка с цветными стеклами, Повесть, изд. «Сеятель», Л., 1925; Семь сестер, Роман, изд. «Петроград», Л., 1925; Женщина, имя тебе любовь, изд. «Мысль», Л., 1926; Метта Трап, Роман, изд. «Мысль», Л., 1926; Тайна, Роман, изд. «Прибой», Л., 1927; Лгунишка, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1927; Жемчужное ожерелье, Роман, изд. «Космос», Харьков, 1928. Hoft Spil, 1898; Lillemor, 1902; Qhettoens Blowst, 1907; Den farlge Alder, 1910; Gloedens Skole, 1914; En Mors Ojne, 1915—1916; Opfer. Kriegs und Friedens Werke an der Donau, Wien, 1917; Don Juan — after Doden, 1919; Traeet poa godt og ondt (Серия романов: I. Piger med glasskaarene, II. Lille Lognerske, III. Hemmel igheden, IV. Synd og Sorg og fune), 1924—1928; Mette Trap og hondes Unger, 1922; Perlerne, 1927. II. Тальников Д., Женщина в опасном возрасте, «Одесские новости», 1911, 23 января (о романе «Опасный возраст»). Вступительные статьи к собранию сочинений Михаэлис Мускатблита и П. С. Когана. Г. Поляков 2.[/b] [trn][m2]Софус Август Бертель [Sophus Michaelis, 1865—] — современный датский писатель, сын портного. Дебютировал в литературе в 1889. После мимолетных студенческих увлечений идеями Г. Брандеса ( см. ) целиком отдался модернистскому эстетизму и стал одним из корифеев буржуазной неоромантики. Популярен как лирик: «Солнечные цветы» (Soblomster, 1893, изд. 4-е, 1926), «Сирены» (Sirener, 1898), Переводчик Бодлера на датский язык, М. колеблется в эквилибристике между парнасским реализмом и символистической экзотикой («Праздник жизни» — «Livets Fest», 1900; «Пальмы» — «Palmerne», 1904, и др.). Позднее М. переходит к прозе. Его лирико-эпический роман «Эбело» (Aebel?, 1895) выдержан в тоне скандинавской архаики. Общеевропейскую популярность приобрел юбилейный наполеоновский роман М. «Вечный сон» (Den evige sovn, 1912; русск. перев., М., 1912). Характерны для свойственного М. отвлеченного экзотизма две книги «Греки и варвары» (Hellener og Barber, 1914) и «Небесный корабль» (Himmelskibet, 1921). Для театра М. писал с 1906 и прославился пьесами: из жизни «русских нигилистов» — «Медик», «Революционная свадьба», завоевавшая себе место в репертуаре европейских театров, и пьесами на наполеоновские сюжеты — «Св. Елена» [1911], «1812» [1912], «Эльба» [1926]. Библиография: I. Odense, Min barndoms by Foredraq holdt, «Radio», 2 Maj, 1928; Odense, 1928; Blaareqn, 1913; Romersk Foraar, 1926. II. Ahlmann, Det dansk Parnas, Kbhvn, 1921. Г. Поляков
Значение слова МИХАЭЛИС в Литературной энциклопедии
Что такое МИХАЭЛИС
Литературная энциклопедия. 2012