[Antonio Mira de Amescua, 1574?—1644] — испанский драматург, представитель идеологии воинствующего католицизма. Мира де Амескуа специализировался по преимуществу на разработке сюжетов из житий святых, драматургическое разрешение к-рых отличается у него богословской изворотливостью. Особенно известны комедии «El ermita?o gal?n y mesonera del cielo», где использована легенда о Марии Египетской, «La vida y muerte dela monja de Portugal» и «El esclavo del demonio» (Раб дьявола) — один из вариантов сказания о Фаусте. В условиях глубокого кризиса и упадка испанской монархии XVII века творчество М. де А., как и ряда других католических драматургов, являлось в конечном счете выражением классового сознания той замкнутой и ограниченной группы церковной аристократии, к-рая являлась авангардом феодальной реакции и вождем контрреформации. Как драматург М. де А. знаменует собой начавшийся процесс изживания буржуазных влияний на лит-ру, столь явственных в творчестве Лопе де Вега ( см. ), и предваряет религиозно-фанатический, упадочно-реакционный и психологически-извращенный театр Кальдерона
328 ( см. ) — наиболее крупного выразителя католической реакции в испанской лит-ре XVII в. Библиография: I. Teatro, в изд. A. Valbuena Prat, «Cl?sicos castellanos», vv. 70, 82, Madrid, 1926; El esclavo del demonio, изд. M. A. Buchanan, Baltimore, 1905. II. T?rrago T., El Dr. Mira de Amescua, Madrid, 1888; Rennert H. A., M. de Amescua et «La Judia de Toledo», «Revue Hispanique», 1900, VII; Ahrens Th. Gr., Zur Charakteristik des spanischen Dramas in Anfang des XVII Jahrhunderts, Halle, 1911. К. Державин