Значение слова МАСКА. в Литературной энциклопедии

МАСКА.

1. Личина, изображение головы или лица человека, животного, мифического существа, закрывающее лицо маскирующегося

31 и приспособленное для ношения во время культового или драматического действа. Возникновение и развитие М., широко представленной у народов первобытной культуры, находится в тесной связи с рядом весьма древних религиозно-магических представлений — анимизмом, тотемизмом и т. п. Ср. «Драма народная» .

Иллюстрация: Маска из Штерцинта в Тироле (по оригиналу в Инсбруке) 2. При развитии из культового действа драмы, в частности античной трагедии и комедии, М. — одна из форм (наиболее распространенных) изменения наружности актера, придающая его лицу соответствующее действию выражение. Ср. «Драма античная» . 3. В эпоху Ренессанса М. и масочные комедии и интермедии, отчасти сохраняющие традицию мима, отчасти идущие под знаком возрождения античных форм драмы, но по существу представляющие новый этап в развитии драмы, под разными названиями распространяются по всей Европе. Ср. «Commedia dell’arte» . 4. Поскольку комедия М. ограничивается перестановкой сплетенных интригой статических образов, не давая ни развития этих образов ни развернутой их характеристики, М. как литературоведческий термин обозначает отмеченный лишь несколькими показательными чертами статический и тем самым условный, противоположный типу образ. О применимости и методологической значимости термина «М.» в литературоведении — см. «Тип». Библиография: «Восточный театр», Сб., изд. «Academia», Л., 1929; Гагеман К., Игры народов, 3 чч., Л., 1923—1924; Reich H., Der Mimus, 1903; Robert C., Die Masken der neuern attischen Kom?die, 1911; Brolacek, Die englischen Maskenspiele, Lpz., 1920; Perzinski F., Japanische Masken, 1925.

Литературная энциклопедия.