Значение слова ЛЕФЕВР в Литературной энциклопедии

ЛЕФЕВР

1.[/b] [trn][m2]Раймонд [Raymond Lef?vre ?—1920] — французский писатель, коммунист, автор ряда антимилитаристических романов. Сочетает тенденциозность установки с тонким психологическим анализом. Форма повествования — новелла, развертываемая на контрастах, зачастую приемами сатирического письма. Первый роман Л. «Жертвоприношение Авраама» (Le sacrifice d’Abraham, 1917), по теме сходный с «Клерамбо» Ромэн Роллана, передает пацифистские настроения части мелкобуржуазной интеллигенции в годы мировой войны. Позднее Л. решительно порвал с беспредметным интеллигентским пацифизмом. Сборник его новелл «Губка с уксусом» (L’?ponge au vinaigre, 1918) является уже злой сатирой на буржуа, «героя» тыла и подлинного виновника войны. В последнем романе Лефевра «Солдатская война» (La guerre des soldats, 1919), написанном им в сотрудничестве с Вайяном Кутюрье, сатира принимает форму резкого революционного протеста. Эти мелкие новеллы, поданные протокольно, сухо и точно, с беспощадной прямолинейностью обнажают истинное лицо войны. В те же годы развертывается и революционная деятельность Л.: он — активный член компартии, сотрудник «Humanit?», оратор-пропагандист. Л. боролся против блокады советских республик, был одним из организаторов «Республиканской ассоциации бывших участников войны». На Страсбургском съезде [m2]352 французской социалистической партии стоял за присоединение ее к Коминтерну. В 1920 Лефевр был послан в Москву на II конгресс Коминтерна; на обратном пути из Москвы через Архангельск трагически погиб во время бури. Библиография: I. Губка с уксусом, перев. Л. С., предисл. Р. Л., Гиз, 1923; Жертвоприношение Авраама, перев. В. Инбер и В. Типот, вступит. статья Л. Троцкого, Гиз, М. — П., 1923 (то же, Гиз, М. — Л., 1926); Тудиш, Роман, перев. под ред. О. Мандельштама и Г. И. Федотова, изд. «Время», Л., 1925; В стране святых отцов, Роман, перев. Г. И. Гордона, Гиз, М. — Л., 1927. В сотрудничестве с В. Кутюрье: Солдатская война, перев. А. Н. Горлина, предисл. А. Барбюса, Гиз, П., 1923 (то же, изд. «Уралкнига», Екатеринбург, 1923; то же, перев. Д. И. Выгодского, изд. «Прибой», Л., 1926). II. Рецензия в журн. «Коммунистический Интернационал», 1920, V. Е. Л. 2.[/b] [trn][m2]Фредерик [Fr?deric Lef?vre, 1877—] — французский писатель, литературный критик и беллетрист. В современной французской лит-ре играет роль информатора и популяризатора-посредника (в прямом смысле слова) между лит-рой и читателями. Именно таково значение его известных интервью с писателями — «Une heure avec...» (Час, проведенный с...), знакомящих рядового буржуазного читателя с биографией писателя, с его лит-ыми взглядами, с малозначительными деталями обстановки, в которой он живет. «Интервью» (отдельно издано пока 4 сборника) пишутся Л. для крупного еженедельника «Nouvelles litt?raires» ( см .), главным редактором к-рого он состоит, и в сущности образуют один из этажей этого рекламного издания, принадлежащего коммерческому предприятию Ларусса. В духе эффектной популяризации написана и книга Лефевра «Entretiens avec Paul Val?ry» (Беседы с П. Валери, 1926); плодом длительных «интервью» является также книга Л. «L’itin?raire philosophique de Maurice Blondel, propos recueillis» (Философский путь M. Блонделя, Сборник высказываний, 1928). «Элегантные» писания Л., его деятельность лит-ого коммивояжера выглядят довольно недвусмысленно в свете разоблачений, появившихся во французской прессе. Л. и газете «Nouvelles litt?raires» были брошены оставшиеся без ответа обвинения в литературном авантюризме, в вымогательстве, в продаже оптом и в розницу издательствам и писателям рецензий, статей, интервью. Впрочем в этом отношении ни Л. ни «Nouvelles litt?raires» ничуть не являются исключением в мире французской буржуазной журналистики. Но их выделяет то, что они утвердились в «большой лит-ре», вооружены блеском «самых модных» имен и лоском некоей изящной академичности. Благодаря этому «Nouvelles litt?raires» (а следовательно и Л.) имеют и на каждом шагу реализуют возможность широко пропагандировать любые (политически-, философски- и литературно-реакционные) идеи и лит-ые явления, к-рые отвечают нынешним интересам буржуазии и распространять к-рые им выгодно. Это сочетание эклектической беспринципности, прямой и последовательной (при всех фрондерских жестах) буржуазной линии делает Фредерика Лефевра и его газету типичными для подавляющей [m2]353 части современной буржуазной литературной среды — и не только во Франции. Л. написано также несколько романов [«Samson, fils du Samson» (Самсон, сын Самсона), «L’ermite du mont Rochard» (Отшельник на горе Рошар) и др.], не представляющих художественного интереса. Библиография: I. Кроме указанных в тексте: La jeune po?sie fran?aise: hommes et tendances, 1917; Amour perdu, 1918; Le m?pris sauveur — Scala dei Consomption, Essais, 1920; La po?sie dans nos po?tes; Visite ? Charles Silvestre; Limousin; La force. Я. Фрид

Литературная энциклопедия.