Платон Михайлович (псевдоним Лебедева) [1881—]. — Окончил
188 историко-филологический факультет. С 1904 — член ВКП(б). Керженцев подвергался арестам и ссылке (Нижний Новгород, Вологда). Из ссылки бежал, около 6 лет работал нелегально, гл. обр. в Петербурге и Киеве. Сотрудничал во всех большевистских периодических изданиях той поры. В 1912 К. эмигрировал. Участвовал в заграничных организациях большевиков, корреспондировал в «Правду», «День», «Киевскую мысль» и «Летопись». После революции работал в «Новой жизни». С 1918 К. — ближайший сотрудник, а затем зам. редактора «Известий ВЦИК». В 1919—1920 — ответственный руководитель «Роста». Активный участник пролеткультовского движения. В 1920 — член мирной делегации, заключившей мир с Финляндией. В 1921—1923 — полпред в Стокгольме. В 1923—1924 работал в области Нога. В 1925—1926 — посол в Италии. С 1928 работает в ЦК ВКП (б) зам. зав. АППО. С 1929 — председатель бюро Секции, в 1930 — директор Института лит-ры, искусства и яз. Комакадемии, редактор журн. «Книга и революция», «Литература и искусство», зам. председателя Комакадемии. В настоящее время — управляющий делами Совнаркома СССР. Кроме работ по вопросам ленинизма, газетоведения и Нота К. много писал по вопросам театра, лит-ры, лит-ой политики и культуры вообще. Его главная работа — «Творческий театр», написанная в 1917, вышедшая в 1923 пятым изд. и переведенная на несколько европейских яз. К. играл крупную роль в выработке партийной позиции в вопросах лит-ой политики, правильно ставил вопрос о попутничестве. При подготовке резолюции партии о лит-ре [1925] К. выступал против Воронского и Троцкого. В отношении антимарксистской концепции литературоведения Переверзева К. не занял достаточно четкой линии и проявил в своей редакторской и руководящей работе в Комакадемии тенденцию примиренчества к этой концепции. После указаний партийной и литературной общественности К. решительно самокритически осудил свою позицию.
189 Библиография: I. Революция и театр, 1918; Культура и советская власть, 1919; Среди пламени, Пьеса, 1921; К новой культуре, 1921; Творческий театр, 1923. М. Б.