верховный бог греков, по имени тождественный с древнеиндийским и италийским богами неба [формула Ze?s pat?r (отец З.) соответствует древнеинд. Dya?s pitar и лат. Deus pater — позднее Jupiter]. Божество покрытого облаками неба, З. первоначально мыслился восседающим на вершинах гор (в частности высочайшей горы Греции — Олимпа), откуда он и ниспосылал дожди и грозы; молния — оружие З., орел — его вестник. Культ З. был занесен в Грецию вторгшимися в нее с севера завоевателями и в силу этого приобрел первенствующее значение, вытесняя одни культы и устанавливая многообразные связи с другими, гл. обр. с культами божеств земли. Эти процессы оформились в миф о том, как З. сменил своего отца Кроноса, проглатывавшего рождавшихся у него детей из боязни потерять власть; спасенный матерью, Реей, при помощи хитрости, он отнял власть у Кроноса и освободил своих братьев и сестер, томившихся в желудке отца; другие мифы рассказывали о борьбе, к-рую З. должен был вести против древних божеств — титанов и детей Земли — гигантов; многие богини были поставлены в родственную связь с З. в виде его жен (Гера, Лето и др.), детей и т. д. Сопровождая завоевателей, с к-рыми
328 связано образование эллинских государств исторической эпохи, З. был главным божеством раннего греческого феодализма, блюстителем социальных установлений, права и нравственности. Все элементы греческой общественности, ее учреждения и идеологические основы находились под непосредственным покровительством З.; он охранял политическую самостоятельность государств и способствовал победам на войне. Аристократические роды возводили к З. свое происхождение, что породило многочисленные мифы о сочетаниях З. с смертными женщинами, и идеологи раннего феодализма, творцы эпических песен, распространяли эти мифы, равно как и самую религию З., по всем областям Греции. В эпической поэзии выработалось ставшее каноническим для всей позднейшей лит-ры представление об олимпийских богах, которыми правит могучий З. — «отец людей и богов»; так, у Гомера З. управляет весьма строптивым семейством богов как первый среди равных, в силу своего большего могущества, наподобие царей эпохи феодализма; как и земные цари, он подвержен многочисленным слабостям и страстям, и воля З. не всегда совпадает с путями Рока. Начало распада феодализма и обострение классовой борьбы, потребовавшее обновления аристократической идеологии [религия «сына» З. — Аполлона (см.) ], выдвинуло на первый план этические стороны З. как блюстителя попираемой «справедливости» в смысле примирения классовых противоречий [особенно ярко в поэзии беотийского крестьянина Гезиода (см.) ], укрепляя тем самым веру во всемогущество З. (лирика эпох социальных переворотов VII—VI веков — Архилох, Алкей, Солон). В руководимой крупными собственниками консервативной афинской демократии первой половины V в. идеологическое обновление религии З. стремится итти в уровень с рационалистической критикой мифов и многобожия, исходящей из торговых городов Ионии, и с мистическими устремлениями религии Диониса (см.) : вокруг З. концентрируются монотеистические представления. У Эсхила (см.) З. присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он — источник власти всех прочих богов. Противоречие между концепцией этического монотеизма и земной несправедливостью, равно как и древними мифами о З., Эсхил пытается разрешить в трагедиях о Прометее (см.) : в «Прикованном Прометее» дается жестокая критика деспотического правления З. («Зевс-тиран»), но в (недошедшем) «Освобожденном Прометее» конфликт разрешался повидимому в духе эсхиловского принципа «познания страданием»: Прометей примирялся с З. Трилогия «Орестейя» также заканчивается торжеством этических принципов религии Зевса. Аналогичные тенденции наблюдаются у Пиндара и Софокла и находят воплощение в статуе З. в Олимпии работы Фидия [ок. 448]. С окончательным разложением древнегреческой
329 общественности в IV веке религия Зевса теряет идеологическое значение. В эллинистических монархиях вводится культ царей, и в философской утопии Эвгемера Зевс изображается одним из обожествленных царей седой древности, а Каллимах пишет гимн З., придавая ему облик Птоломея II. Зевс начинает играть роль комической фигуры — героя бесчисленных любовных похождений, совершаемых тайно от ревнивой жены, бессильного владыки мира (Лукиан). Лишь стоики пытаются использовать имя З. для идеи божественного мирового закона, и из этой концепции исходит Вергилий (см.) в своем образе Юпитера. Стоический образ З., преломившись в философии неоплатоников, повлиял на христианскую концепцию божества (между образами З. и Христа наблюдается и иконографическая преемственность), и Данте руководился правильным чутьем, называя Христа «распятым Юпитером» (Giove crocifissa). В лит-ре нового времени З. (Юпитер) используется чаще всего в комическом плане (многочисленные «перелицовки» Вергилия, «Война богов» Парни, шутливая поэзия XVIII—XIX веков и т. п.); в трактовках мифа о Прометее (Гёте, Байрон, Шелли) Зевс неизменно противополагается Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе. Библиография: Diels, Zeus, «Archiv f. Religionswissenschaft», B. XXII; Wilamowitz, Zeus, Bibliothek Warburg, Vortr?ge, 1923—1924. И. Троцкий