Значение слова ЖДАНОВ в Литературной энциклопедии

Что такое ЖДАНОВ

1.[/b] [trn][m2]Иван Николаевич [1846—1901] — литературовед, проф. Киевского и Петербургского университетов, с 1899 — академик. Ученик М. И. Сухомлинова (см.) и О. Ф. Миллера (см.) , Ж. преимущественно занимался изучением устной словесности и древней письменности [«Лит-ра Слова о полку Игореве» (1880), «К литературной истории русской былевой поэзии» (магист. диссерт., 1881), «Беседа трех святителей и Joca monachorum» (1892), «Русский былевой эпос» (докт. диссерт., 1895]. В своих работах Ж., под влиянием Ал-дра Веселовского (см.) , с к-рым познакомился уже по окончании университета, применял сравнительно-исторический метод. Новой русской литературе, кроме отдельных статей, Жданов посвятил ряд университетских курсов (конспекты их см. в статье И. А. Кубасова в Сочин. Ж., т. II, стр. 567—600). Ж. был чужд интересам лит-ой методологии, предпочитая ей историографию лит-ры. Понимая последнюю как развернутую библиографию, Ж. посвятил ей специальный курс [1896—1897]. Библиография: I. Сочинения Жданова, 2 тт., изд. Акад. наук, СПБ., 1907 (сюда не вошел «Русский былевой эпос», СПБ., 1895). II—III. Автобиография, «Биограф. словарь проф. университета Св. Владимира», Киев, 1884; «Материалы для биогр. словаря действ. членов Акад. наук», ч. 1, П., 1915 (биография и исчерпывающая библиография); Чебышев А. А., Биография Жданова при II т. собр. сочин., СПБ., 1907. П. Б. 2.[/b] [trn][m2]Лев (псевдоним Льва Григорьевича Гельмана) [1864—] — романист и драматург. Ж. наиболее известен своими историческими романами: «Царь Иоанн Грозный», «В стенах Варшавы» и др.; ему принадлежат также исторические повести для юношества: «Отрок-властелин» — из жизни Петра I, «Русь на переломе» [m2]161 «Картины севастопольской обороны». Эти повести, как и переработанные для юношества «Царь Иоанн Грозный» (в 2 чч.), «Царь и опричники» (в 2 чч., 1906), издавались Девриеном в виде «подарочных книг» вплоть до революции. Официальная трактовка исторических фактов и квасной патриотизм, их насыщавший, вызвали отрицательное отношение к этим произведениям Ж. педагогической критики. Библиография: I. Собр. сочин., изд. «Прометей», СПБ., 1913—1915 (т. I—II. В стенах Варшавы, 4 чч., 1915; т. III. Осажденная Варшава, 1913; т. IV. Сгибла Польша, 1913; т. V—VI. Последний фаворит, кн. I и II, 1914; т. VII—VIII, Былые дни Сибири, кн. I и II, 1913; т. IX. Третий Рим, 1914; т. X. Грозное время, 1914; Новая Русь, 1915; Петр и Софья, 1915). Кроме того Ж. написаны: Санкт-Петербург, Историческая пьеса в 5 акт., изд. «Историч. вестник», СПБ., 1903; В сетях интриги (Два потока), Историч. роман времен Екатерины II, изд. «Освобождение», СПБ., 1913; Во дни смуты 1610—1613 гг., Историч. повесть, в 3 чч., изд. то же, СПБ., 1913; Два миллиона в год (Нищий миллионер), Сказочные были текущих дней, Фантастич. роман, изд. «Прометей», СПБ., 1913; Наследие Грозного, Историч. повесть из эпохи самозванщины, изд. М. Семенова, СПБ., 1913; Под властью фаворита, Историч. роман, изд. М. В. Попова, П., 1916; Убийство посла, Историч. роман, изд. «Посевы», П., 1917; Последний день Гогенцоллернов, Новелла, изд. «Молния», П., 1917. II. Рецензии: «Речь», 1912, № 260 («В стенах Варшавы»); «Современник», 1912, кн. V, и «Киевская мысль», 1912, № 92 («Последний фаворит»); «Утро России», 1913, № 184 («Наследие Грозного»); Цинговатов А., «Книгоноша», 1926, № 18; Шапирштейн Е. Я., там же, 1926, № 29; Ветлин К., «На лит-ом посту», 1926, № 2 («Во власти золота»). Л. З.

Литературная энциклопедия.