Значение ДЮ БЕЛЛЭ в Литературной энциклопедии

ДЮ БЕЛЛЭ

Иоахим [Joachim Du Bellay, 1525—1560] — один из выдающихся поэтов XVI в., ближайший друг Ронсара главного руководителя поэтической группировки «Плеяда» (см.). Принадлежал к католическому духовенству и занимал очень высокие посты. После встречи с Ронсаром отказался от церковной карьеры и всецело отдался поэзии. Ему принадлежит трактат «La d?fense et l’illustration de la langue fran?aise», пополненный впоследствии положениями из предисловия Д. к его сборнику «L’Olive». В этом трактате и были развиты основные теоретические положения новой группы писателей. Хотя основные эстетические принципы этого направления и приписываются Ронсару, но Д. считается главным полемистом «Плеяды» и одним из реформаторов французского языка и поэзии. Д. — враг слащаво-любовного рифмоплетства придворных поэтов. В полемической части «D?fense» он объявляет войну всей средневековой поэзии, нападая на слепых подражателей античным поэтам, злоупотребляющих латынью. Он высказывается за серьезное изучение образцов классической лит-ры и приближение французской поэзии к простоте народного творчества. Но эти тенденции к «народности» не получили развития вследствие придворно-аристократического характера творчества «Плеяды». Тем стимулам, которые могла дать французской поэзии народная жизнь, а не дворянская верхушка и крупная буржуазия, были, естественно, предпочтены книжные, главным образом итальянские влияния. Это влияние и сказалось в сильной степени на трактате Д. Существует даже указание на заимствование всей полемической части «D?fense» из итальянского источника. Как поэт Д. подражал Петрарке, главные темы своего сборника «L’Olive» он заимствовал у итальянских поэтов. Сам Д. долго жил в Италии и написал там лучшую свою поэму «Antiquit?s de

619 Rome» и стихи «Les Regrets», особенно характерные для его интимной лирики. Д. много способствовал обогащению французского лит-ого языка и созданию таких новых жанров, как ода, элегия, эпопея. Ему принадлежит также первая по времени французская сатира против придворных поэтов «Le po?te courtisan». Творчество Д. как поэта зачастую находится в полном противоречии с его теориями. Приверженец «объективной» поэзии, он наиболее субъективный поэт всей группы; восставая против латыни и подражательства, он оставил два тома латинских стихов и много подражал иностранным образцам. Эти противоречия, как уже указано, свойственны всей «Плеяде» в целом. Библиография : L’Olive, Recueil de po?sies; Divers po?mes; Les amours; Antiquit?s; Regrets; Jeux rustiques; La d?fense et l’illustration de la langue fran?oise, choix, notice biographique et bibliographique par A. S?ch?, 1908; Divers jeux rustiques et autres u0153uvres politiques, publ. sur l’?d. originale de 1558 et augm. des lettres de l’auteur avec notice de G. Colletet, bibliographie et notes par A. van Bever, 1912; ?uvres po?tiques, 5 vv., publ. par H. Chamard, 1919—1923 (Soci?t? des Textes Fran?ais Modernes); Divers jeux rustiques, ?d. crit., publ. par H. Chamard, 1923. Л. Э.

Литературная энциклопедия.