Значение слова ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ в Литературной энциклопедии

Что такое ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ

Викентий [1807—1884] — первый крупный белорусский поэт и драматург. Р. в Бобруйском уезде, в семье мелкого дворянина-арендатора; среднее образование получил в Бобруйске, затем был два года студентом-медиком Петербургского университета; служил чиновником в разных учреждениях г. Минска; в 60-х годах приобрел небольшое имение, в к-ром и умер. Д.-М. писал на польском и белорусском языке. Тематика Д.-М. не выходит из узкого круга лит-ого народничества первой половины XIX в. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее подкрашенно-праздничный быт. Отсюда внимание Д.-М. к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, «дзяды», свадьбаи т. п.). Образы крестьян в творчестве Д.-М. мало типичны для эпохи крепостного права: крестьяне главным образом поют песни, танцуют и веселятся. Яркий представитель мелкопоместной шляхты, Д.-М. идеализирует социальные отношения эпохи крепостного хозяйства; вместо классового антагонизма он рисует приторно-слащавую идиллию, в к-рой помещикам отводится роль отзывчивых благодетелей, а крепостным крестьянам — роль покорных детей. У Д.-М. нет даже и намека на оппозицию крепостному праву; социальный вопрос он прикрывает маской дидактизма. В своих произведениях Д.-М. обнаруживает некоторые черты сентиментального мироощущения (слезливость, оптимизм на религиозной основе и т. п.). В резко отрицательных тонах он рисует только подпанков, как напр. эконом, писарь. В комедии «Залеты» дается в лице Сабковича яркий образ хищника-эксплоататора, пробившегося всякими неправдами к социальным верхам. Формально-художественные средства Д.-М. не отличаются большим разнообразием. Его поэмы — типичные «Dorfgeschichten», где в описание быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы Д.-М. мало сценичны; исключением является «Пінская шляхта», отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций. Творчество Д.-М. представляет собой продукт патриархально-усадебной культуры Белоруссии, в его время еще мало затронутой промышленным капитализмом. В этой относительной неподвижности хозяйственных форм кроются причины устойчивости крепостнического сознания Д.-М. Библиография : На белорусском яз. написаны небольшие поэмы: Гапон [1854], Вечарніцы [1855], Купала [1855], Шчароускія дажынкі [1857]. Кроме того ему принадлежат драматические произведения: комедия-опера «Сялянка» [1846], одноактный водевиль «Пінская шляхта» [1866], комедия «Залеты» [1870]. Известен еще его перевод поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» [1859]. Некоторые произведения Д.-М. находятся в рукописях. Пиотухович

Литературная энциклопедия.