Иван [1895—] — украинский драматург, поэт и беллетрист. Р. в крестьянской семье, окончил 6 классов гимназии и филологический факультет Каменец-подольского института народного образования. Печататься начал в 1916 в газете Юго-западного фронта «Армейский вестник». Был
320 одним из основателей организации украинских пролетарских писателей «Гарт». Вместе с Хвыльовым вышел из «Гарта» и принимал участие в создании Вапліте (см.) — Вільна академія пролетарської літератури; с момента развала этой организации находится вне лит-ых группировок. Свою лит-ую деятельность на украинском яз. Д. начал со стихов. По форме и содержанию его поэзия стоит на уровне современной пролетарской поэзии, революционные мотивы являются основными в его творчестве. Из поэтов он первый посвящает большую поэму Донбассу. Постепенно Днипровский переходит на прозу. Первые его рассказы, несмотря на экспрессионизм и любовное описывание жизни большого города, полного шума и движения, уже носят в себе следы какой-то червоточины, мешавшей автору с головой окунуться в революцию. Один из его героев («Під чорним парусом») в начале нэпа переживает трагедию в результате противоречий между общественной и личной жизнью. Этот рассказ полон тревоги за исход революции. В дальнейшем эта тревога усиливается и подчиняет себе слабохарактерных героев Д. Будучи членом Вапліте — группировки, отличавшейся своим упадочничеством, — он печатает свой упадочнический рассказ «За ради неі». В этом рассказе жизнь заставляет революционера-коммуниста сделать выбор между партией и женщиной; побеждает последняя. Впоследствии Д. выступил с довольно бодрым революционным рассказом «Долина угрів», но все же его творчество не чуждо упадочничества. Ни поэзия Д., ни его беллетристика никогда не возвышались над средним уровнем современного творчества пролетарских писателей: это были не плохие, но все же ординарные вещи. И только в последнее время Д. выдвинулся как один из лучших драматургов современной Украины. Несмотря на то, что «Октябрь в театре» на Украине начался с первых дней революции и в лице Л. Курбаса приобрел талантливейшего вождя реформатора, объявившего
321 беспощадную борьбу рутине и малороссийщине на театральных подмостках, украинская драматургия продолжала питаться соками старого этнографически-бытового театра. Д. удалось с первых же шагов своей драматургической деятельности избежать пагубного влияния «малороссийских трупп». От этого спасло драматурга заострение интереса на проблемах революционного интернационализма, на революционном экстазе. В первой своей пьесе «Любов і дим» Д. задолго до появления пьес Киршона и переделок «Цемента» Гладкова выводит на сцену борющийся пролетариат и показывает возрождение металлургического завода в условиях вредительства и бандитизма. Своей творческой интуицией Днипровский предвосхитил тему, ставшую особенно популярной после шахтинского процесса. В формальном отношении пьеса «Любов і дим» была настоящим событием в украинской драматургии. По своей конструкции она резко отличалась от тех пьес, к-рые до нее были в репертуаре украинского театра. Состоящая из 22 эпизодов, построенных на действенном диалоге, насыщенная движением и действием, пьеса «Любов і дим» заложила основы репертуара для революционного украинского театра. Еще более интересна по своей конструкции вторая пьеса Днипровского «Яблуневий полон», главный герой которой — красноармейская масса. Здесь красочно показана бурная эпоха гражданской войны на Украине, в частности петлюровщина. В этом произведении драматург несколько отошел в сторону от экспрессионизма, дав место лирике и национальным мотивам. В «Яблуневому полоні» Днипровский не только драматург, но и поэт, написавший своеобразную драматургическую поэму о великой революционной борьбе. Пьеса была поставлена театром Л. Курбаса «Березіль» и всеми государственными украинскими театрами и до сих пор не сходит со сцены. Третья пьеса Д. печатается в альманахах «Літературний ярмарок». Материалом для нее послужил шахтинский процесс. Библиография : I. Отд. изд.: Донбасс, ВДВ, 1922; Плуг, изд. «Шлях освіти», Харків, 1924; Добридень Ленін, ДВУ, Харків, 1924; Любов і дим, ДВУ, Харків, 1926; За ради неі, изд. «Вапліте», Харків, 1927. II. Смолич Ю., Драматичне письменство наших днів, журн. «Червоний шлях», 1927, № 4; Лейтес А. і Яшек М., Десять років української літературі, Харків, ДВУ, 1928. К. Буревой