Значение слова ДЕВЕТСИЛ в Литературной энциклопедии

ДЕВЕТСИЛ

[Dev?tsil] — ассоциация деятелей искусства в Чехо-Словакии (Прага и Брно). Основание Д. совпало с бурным ростом рабочего движения в Чехо-Словакии [1920], к-рое наложило на всю его деятельность революционный отпечаток. В Д. входят наиболее талантливые деятели различных отраслей искусства левого направления. Д. делится на следующие секции: литературная, руководимая наиболее влиятельным критиком-искусствоведом К. Тайге (Прага), Б. Вацлавеком и А. Черником (Брно), театральная, музыкальная, архитектурная и секция живописи. Д. играет крупную роль, являясь проводником наиболее передовых течений европейского искусства. Особенно велико значение Д. в области лит-ры. Поэты Д.: Ю. Волкер [ум. в 1923], Я. Сайферт, В. Незвала, В. Ванчура, К. Библь и др. — являются крупнейшими в Чехо-Словакии мастерами слова, остро реагирующими на современные проблемы. В первые годы теоретики Д., находясь под влиянием советских лит-ых течений, занялись разработкой проблемы пролетарского искусства (особенно К. Тайге и Ю. Волкер).

173 В период 1920—1926 вышли произведения Я. Волкера «Тяжелый час» (T??k? hodina), Ю. Сайферта «Город в слезах» (M?sto v siz?ch), «Только любовь» (Sama l?ska), В. Незвала «Мост», В. Ванчура «Амазонка» (Amazonsk? proud), «Поля пахоты и войны» (Pole orn? a v?le?n?) и др. Эти книги выдержаны в социально-революционном духе. Члены Д., правда, подходили слишком упрощенно к разрешению классовой проблемы в искусстве, поэтому их достижения в этой области незначительны. К тому же наступившая реакция и стабилизация капитализма способствовали отходу поэтов от революционной тематики, толкнули их к формализму, рафинированному изыску. Глава Д., К. Тайге, идя по следам Аполлинэра, разработал теорию «оптической поэзии». Тайге утверждает, что время, когда стихотворения пели, а потом читали, прошло. Теперь стихотворение «смотрится». Фотографии Ман-Рея, фотограммы Моголи-Наги и киноленты — это оптические поэмы. Кино и есть тот фактор, который оказывает решающее влияние на изобразительную способность поэта. Образы поэта не могут быть совершеннее и лиричнее тех кадров, которые мы видим в кино. Если конструктивизм — стиль современной индустриальной эпохи и служит выражением ее мудрости, то поэзия должна находиться в функциональной зависимости от всего современного стиля жизни. Такой поэзией может быть только «поэтизм» или «функциональная, чистая поэзия». В техническом отношении центр тяжести переносится на построение ассоциативных образов, которые могут быть и не связаны между собой. Образы эти должны быть свежи, четко скомпанованы (монтаж), отличаться пластической выразительностью, новым ритмом и пр. Под влиянием этих теоретических концепций выходят книги: Яр. Сайферта «На волнах радио» (Na vln?ch T. S. F.) и «Соловей поет плохо» (Slavik zpiv? ?patn?), В. Незвала «Пантомима» (Pantomima) и «Садок роз» (Men?? r??ov? zahrada), Фр. Галаса «Sepie», В. Ванчура «Роскошное лето» (Rozmarn? l?to), К. Тайге «Kino», И. Гонзль «Вертящаяся сцена», и др. Если в первый период поэты Д. откликались на политические события, то во второй — их внимание сосредоточено на «красотах» мира машин, заводов и фабрик (но не на людях, работающих на этих фабриках). В книге Сайферта мы уже не встречаем революционной тематики. Ее заменили «красоты всего мира» — новый лозунг ассоциации. Правда, в последней своей книге он снова возвращается к прежним мотивам, а выпущенные недавно работы Б. Вацлавика («От искусства к творчеству» — «Od um?n? k tvorb?») и ряд статей на тему «Поэзия на распутьи» (К. Тайге, «О советской культуре»), а также статьи молодого коммуниста Фугика о современной лит-ре разоблачают упадочнические настроения второго периода Д. Они намечают новый путь дальнейшего

174 развития современной чешской поэзии — путь более крепкой связи с жизнью рабочего класса. Библиография : Сборник «Dev?tsil», Pr., 1922; «Fronta», Brno, 1928. М. Скачков

Литературная энциклопедия.