Значение слова ГОРТЕР в Литературной энциклопедии

ГОРТЕР

Герман [Gorter, 1864—1927] — голландский поэт и критик. Получил классическое образование; одно время был учителем гимназии. Г. — один из руководителей лит-ого движения 80-х гг., вызванного некоторым экономическим и политическим подъемом, пережитым в то время голландской мелкой буржуазией. Тогда же написано и его лучшее произведение — лирический эпос «Mei» (Май, 1889). Это — романтическая мечта о вечной юности и счастливом единении человека с природой, музыкальная симфония «мировой души». «Май» во многом напоминает «Освобожденного Прометея» Шелли и «Эндимиона» Китса. Первый период творчества Г. отмечен сильным влиянием Шелли и английского мелкобуржуазного романтизма; как Шелли, так и Г. в начале своей деятельности полагал, что настоящая поэзия не связана с трудовым процессом, вообще с жизнью общества, а создается интуицией, свободной и независимой. У Г. та же влюбленность в природу, то же стремление проникнуть в самую глубину ее, всецело раствориться в «мировой душе», но, считая себя частицей природы, Г. пытается поднять ее на более высокую ступень путем одухотворения и персонификации, представляя ее в образе богов и богинь: преходящая красота, богиня «Май», хочет себя увековечить браком со слепым, но

642 вечным богом Бальдером. «Май» является величайшим лирическим произведением новой голландской лит-ры, произведением, принесшим своему автору славу первого после Вонделя голландского лирика. В 1892 Г. выпустил сборник стихов «Verzen»; в них уже нет того энтузиазма, цельного мировоззрения и веры в лучшее будущее, к-рые так выделяют «Май». «Verzen» — несвязные мысли и думы поэта-индивидуалиста. К тому времени группа писателей, представлявших движение 80-х гг., распалась. Одна ее часть — Клос, Вервей и др. — вступила на путь эстетизма, «чистого искусства», другая — во главе с Г. и Роланд-Гольстом, пришла к социализму; в 1897 Г. вступил в соц.-дем. партию, примкнув к левому, ортодоксально-марксистскому крылу, основавшему ежемесячник «De Nieuwe Tijd» (Новое время). В нем Г. опубликовал свой первый большой марксистский очерк «Kritick op de litterairie Beweging van 1880 in Holland». В течение следующего десятилетия, в период «осознания самого себя», Г. почти не пишет художественных произведений; в 1906 появилась его песенка о героической борьбе» (Een kleen Heldendicht), к-рая открыла новый период поэтического творчества Г. — певца рабочего класса. В творчестве Г. исчезли как-будто индивидуализм, эстетизм и неустойчивая идеология, появились — ясная цель, желание сделать яз., мысли и образы близкими социалистическим рабочим. Но в этой же «Песенке» сказалась и двойственность Г., гибельная для него в дальнейшем: идеологически «Песенка» выдержана, но психология эстета-интеллигента прорывается почти на каждой странице. Это — не сочетание искусства великого мастера слова с простотой чувств рабочего, а параллелизм того и другого, чем и объясняется слабый успех «Песенки» у рабочих. Лучшие свои силы Г. тратил на борьбу с оппортунизмом. В течение 10 лет [1897—1907] вокруг руководимого Гортером, Роланд-Гольстом и Ант. Панекуком журнала «De Nieuwe Tijd» группировалось марксистско-революционное ядро соц.-дем. партии; в этом же журнале печатали свои стихи и критические работы пролетарские писатели. В 1907 эта группа основала еженедельник «Tribune», являющийся сейчас органом голландской компартии. Самое выдающееся поэтическое произведение социалистического периода творчества Г. — «Пан»; в нем он возвращается к стилю «Мая». Как раньше он воспевал природу, так в «Пане» он воспевает социализм: Пан, старый бог музыки и природы, должен стать созвучным духу свободного, бесклассового человечества. Но и здесь, как и в «Песенке», получился разрыв. Г. не смог соединить «симфонию природы» и «борьбу против темных сил капитала». Лучшие места «Пана» — описания природы; более слабые — страницы о борьбе рабочего класса. «Пан», так. обр.,

643 не оправдал своего назначения — стать «героической песней о пролетариате». После объявления мировой войны, Г. вплоть до 1918 всецело защищал ленинскую тактику и примыкал к циммервальдской левой. Но с победой пролетарской революции в России его воззрения резко изменились: союз рабочего класса с крестьянством он воспринял как гибель пролетарской революции. С 1919 у него наметилась ультралевая ориентация, изложенная в «Открытом письме к Ленину» [1921]. Отклоненная II Конгрессом Коминтерна, она привела Г. к основанию с Роланд-Гольстом и Панекуком так наз. «Коммунистической рабочей партии». После развала этой организации Г. замкнулся в самом себе и отдался художественному творчеству: до самой кончины он работал над большим социалистическим поэтическим произведением, которое осталось незаконченным и неопубликованным. Г. написал также ряд работ по политическим вопросам, историческому материализму и т. д. Его же перу принадлежит много пропагандистских стихов. Но он никогда не мог отрешиться целиком от мелкобуржуазной психологии; поэтому Г., несмотря на огромные заслуги перед рабочим классом, нельзя признать пролетарским поэтом. Он любил пролетариат, но не таким, каким он был в действительности, а таким, каким он его хотел видеть. Г. — один из величайших лириков голландской лит-ры, но лучшую долю своего поэтического творчества он отдал не рабочему классу, а индивидуалистическому, мелкобуржуазному радикализму и эстетизму. Библиография: II. Луначарский А. В., Западная интеллигенция, «Печать и революция», 1922, V—VI; Hugenholtz R. H., Gorters «Mei», Amsterdam, 1904; Vooys P., de, De dichter Herman Gorter, «De Beweging», 1905, IV; Welders J., Gorter de socialist, «De Stem», Nov. 1927. Ф. П. Шиллер

Литературная энциклопедия.