Яков [Jakow Gordin, 1853—1909] — известный еврейский драматург. Р. в Миргороде, Полтавской губ. В 17 лет начал писать на русском яз. в разных провинциальных газетах, позже — в петербургском журнале «Неделя», где поместил целый ряд рассказов из жизни сектантов-штундистов и из еврейского быта. Гордин был под сильным влиянием религиозного учения Толстого. В 1880 им основано «духовно-библейское братство», ставившее себе целью реформировать еврейство на «толстовских» началах; преследуемое царским правительством за «вредный образ мыслей», «братство» это прекратило свое существование, а Г. вынужден был уехать в Америку, где и отдался всецело еврейской драматургии. Г. — зачинатель и типичный представитель еврейской мещанской драмы; им написано свыше 70 пьес. Большей частью сюжеты его драм заимствованы из произведений иностранных и русских писателей: Грильпарцера, Лессинга, О. Мирбо, В. Гюго, Гауптмана, Степняка-Кравчинского, Толстого, Горького и др. Эти сюжеты он перерабатывал, придавая им соответствующую «еврейскую» форму. Даже наиболее оригинальные его пьесы написаны под сильным влиянием европейской драмы. Тема Г. — еврейская семья. Но свою тему он трактует поверхностно, вне тесной связи с развитием еврейской общественности. В 90-х гг., в связи с развитием еврейского рабочего движения, традиционная еврейская семья уже давала большие трещины: острые конфликты между «отцами и детьми», стремление еврейской молодежи к общественности, еврейской женщины — к эмансипации — все это свидетельствовало о нарастании социальных потенций внутри семьи. Гордин не отражал их. Еврейская семья для него — лишь комплекс бытовых деталей; она чужда у него социальной динамики, да и статика ее крайне односторонняя. Самое «актуальное» в семье Гордина — это сентиментально-рассудочная проповедь просветительства и мелкобуржуазной морали. Общая канва его семейной драмы — обывательский брак, большей частью неудачный. Мелодраматически изображаются «брачные перипетии» в атмосфере мелкобуржуазного застоя. Гордин попутно воспроизводил типы невежественных раввинов или добродетельно-глупых духовных лиц, ешиботников, меламедов, честных сапожников, умных портных, сентиментальных прислуг, испорченных «барышень»,
636 жестоко-грубых или добродетельных купцов и прочих. В своих пьесах Гордин культивировал искусство народной «поговорки», «красного словца» или народной шутки; юмором этой «поговорки» и исчерпывается жизненность его драм. В отношении театральной техники Г. применял обычные приемы ранних драматургов-натуралистов, достигая значительной сценичности. Несмотря на все свое идеологическое убожество, Г. тем не менее сыграл большую роль в истории еврейской драмы и театра: он вытеснил из еврейского репертуара господствовавший до него лубочный жанр «исторических оперетт». Эти оперетты писались на исковерканном еврейском яз. (с примесью множества немецких слов); Г. очистил еврейскую пьесу от этих наносных слов и ввел в нее живой разговорный еврейский яз., простой и легкий; он поднял авторитет еврейского театра, привлек к нему внимание широких еврейских масс и интеллигенции. На русской сцене особенно большим успехом пользуется и в настоящее время его пьеса «За океаном»; также часто ставились — «Мирра Эфрос», «Хася сиротка» и другие. Библиография: I. На еврейском яз. избранные драмы в 2 тт., N.-Y., 1911; Сб. пьес, перев. на русск. яз. в изд. «Театр и искусство», СПБ., 1910. II. Лит-ру см. «Lexicon» Рейзина, Вильна, 1926. Ш. Гордон