Значение слова ГОЛЬД в Литературной энциклопедии

ГОЛЬД

Майкл [Michael Gold, 1894—] — американский поэт, новеллист, драматург и публицист, член компартии и редактор наиболее радикального в Америке ежемесячника «Новые массы» (New Masses). P. в бедной семье, в еврейском квартале Нью-Иорка — Ист-Сайде, с 12 л. работал на фабрике, затем был «хобо» (бродячий рабочий). В революционном движении Г. принимает участие с 18 л. Для стихотворений Г. характерна агитационная установка; лирические мотивы у него обычно резко переходят в политические. В своих рассказах Г. развертывает мрачные картины жизни американского пролетариата, выявляя себя художником тех слоев рабочего класса, к-рых подавляет мощь капитализма, к-рым, вследствие их индивидуализма, революционная борьба кажется почти безнадежной (отсюда — мотив жертвенности в изображении типов передовых рабочих). Больше бодрости выказывает Г. в сборнике очерков «120 миллионов» (120 Million, 1928). В «Книге воспоминаний об Ист-Сайде» (A Book of East-Side Memoirs), из к-рой пока опубликованы лишь отрывки в журнале «Новые массы» за 1927—1928, Г. дает ряд живых колоритных зарисовок быта евреев-эмигрантов в Нью-Иорке. Пьеса Г. «Хобокенские песенки» (Hoboken Blues) была поставлена в Нью-Иорке «Театром новых драматургов», одним из руководителей которого Гольд является. В ней Гольд воссоздает негритянский быт на юге в прошлом веке, в разработке этой темы значительно уступая, однако, негритянским драматургам. Вместе с В. Ф. Кальвертоном (Calverton) и Дж. Фримэном (Freeman) Г. представляет марксистское направление в американской критике, печатая свои статьи в «Новых массах». Рассказы Г. изданы лишь в русском переводе («Проклятый агитатор» и другие рассказы, изд. «Недра», М., 1925). Его поэма «Странные похороны в Брэддоке» напечатана в «Вестнике иностранной литературы» (№ 4, М. — Л., 1928). С. Д.

Литературная энциклопедия.