1.[/b] [trn][m2]Василий Васильевич [1890—] — литературовед. С 1922 — профессор Пермского университета. Основная работа Г. — «Гоголь» (Л., 1924) — представляет собою схему творческой эволюции автора «Мертвых душ». Последние работы Г. посвящены лит-ому окружению крупных писателей, к-рое изучается им в общем духе формальной школы (см.) . Библиография: I. Работы Г.: О композиции Тургеневских романов, см. «Венок Тургеневу», Одесса, 1919; Люди и куклы в сатире Салтыкова, Пермь, 1927; Итоги и перспективы изучения Салтыкова, «Zeitschrift f?r slavische Philologie», 1927, т. IV, вв. 1—2; Композиция «Ревизора» в историко-литературной перспективе, сб. «Література», Укр. Акад. наук, 1928 и др. II. Виноградов В., Гоголь и натуральная школа, Л., 1925; Переверзев В., Творчество Гоголя (предисловие ко 2-му изд.), Иваново-Вознесенск, 1926. III. Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928. 2.[/b] [trn][m2](Мережковская) Зинаида Николаевна [1869—] — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в «Северном вестнике». Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.) . Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала «Новый путь». Ей принадлежит также ряд статей в «Мире искусства». Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении — книга рассказов «Новые люди» [1907] и сборник «Небесные слова», составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: «Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить» (рассказ «Легенда»). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных [m2]539 символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества: «Стою над пропастью, под небесами — [m2] Но улететь к лазури не могу. [m2] Не ведаю, восстать иль покориться, [m2] Нет смелости ни умереть, ни жить. [m2] Мне близок бог, но не могу молиться, [m2] Хочу любви, но не могу любить...» [1893]. К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен («Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью»). Октябрьскую революцию Г. восприняла, как «блудодейство», «неуважение к святыням», «разбой». Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер: «Рабы, лгуны, убийцы, тати ли — [m2] Мне ненавистен всякий грех. [m2] Но вас, Иуды, вас, предатели, [m2] Я ненавижу больше всех». Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием «Живые лица»). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, «похож на шимпанзе»; зато «Аня» (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное «творчество» Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует «звериный лик» эмигрантщины. Библиография: I. Рассказы — т. I («Новые люди»), СПБ., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПБ., 1907); т. II («Зеркала»), СПБ., 1898; т. III (Рассказы), СПБ., 1902; т. IV («Алый меч»), СПБ., 1906; т. V («Черное по белому»), СПБ., 1908; т. VI («Лунные муравьи»), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914—1918], П., 1918; Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922. II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, «Лит-ый распад», кн. 2-я, 1908; Лундберг Евг., З. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус З., Автобиографическая заметка, «Русская лит-ра XX в.», под ред. С. А. Венгерова, т. I; Брюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I. III. Фомин А. Г., Библиография новейшей русской литературы, «Русская лит-ра XX в.», т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928. Ан. Т.
Значение слова ГИППИУС в Литературной энциклопедии
Что такое ГИППИУС
Литературная энциклопедия. 2012