Значение слова ГЕРВЕГ в Литературной энциклопедии

ГЕРВЕГ

Георг [Georg Herwegh, 1817—1875] — немецкий поэт, сын трактирщика, вырос в эпоху борьбы южно-германского либерализма за конституцию. Учился в гимназии в Штутгарте и, по воле родителей, в богословской семинарии в Тюбингене, откуда был исключен за радикальные взгляды. Из-за столкновения с военным начальством бежал в Швейцарию, где написал первый том знаменитых «Стихов живого человека» (Gedichte eines Lebendigen, 2 Bde, 1841—1844); они — выражение стремлений пробуждающейся к политической жизни немецкой буржуазии. Политические лозунги дня искусно переданы здесь на языке поэзии. Книга имела огромный успех. Большое впечатление произвело и другое выступление Г.: на страницах самого радикального органа домартовской Германии — «Рейнской газеты» — он поместил песню о партии, направленную против «надпартийности» Фрейлиграта. После непродолжительного пребывания в Париже, где Гейне приветствовал Гервега как «железного жаворонка», он предпринял осенью 1842 поездку по Германии с целью вербовки сотрудников для «Немецкого вестника» — журнала с младогегельянскими

472 тенденциями, к-рый он собирался издавать в Цюрихе. Эта поездка превратилась в непрерывное триумфальное шествие: его принимали как национального героя; особенно чествовали поэта в главных центрах либерализма: в Кельне (кружок «Рейнской газеты» с Марксом во главе), в Дрездене (А. Руге и Р. Пруц) и в Кенигсберге. В Берлине Гервег столкнулся со «Свободными» (группа Бруно Бауэра); в конфликте между ними и Г. Маркс и Руге приняли его сторону; в Берлине же он имел известную аудиенцию у короля Фридриха Вильгельма IV. Но когда последний запретил «Немецкий вестник» в Германии еще до его выхода, Г. написал ему письмо, попавшее против воли автора в печать, и был выслан из Пруссии, осмеянный многими вчерашними друзьями. В 1843 Г. переехал с Марксом и Руге в Париж, сотрудничал в «Немецко-французских ежегодниках», издал второй том «Стихов живого человека» [1844]. После Февральской революции он разошелся с Марксом, организовав среди немецких ремесленников в Париже отряд для авантюрного похода на Германию с целью установления республики. После поражения бежал в Швейцарию. Быстрое возвышение и еще более быстрое падение Г., объясняющиеся отсутствием ясной политической устремленности у тогдашней немецкой буржуазии, оказались роковыми для творчества поэта. Лучшее произведение Г. за период 50—70-х гг. — гимн в честь Всеобщего германского рабочего союза, написанный под влиянием «Песни к британцам» Шелли. Г. также переводил произведения Ламартина и Шекспира на немецкий яз. Как художник Г., наряду с Гейне и Фрейлигратом, — один из выдающихся политических поэтов Германии. Форма «Стихов живого человека», в отличие от стиля «Молодой Германии», приближается к классицизму, но и включает в себя много элементов немецкой народной песни. Самые характерные

473 черты творчества Г. — революционный темперамент, насыщенность идеологией, политическими лозунгами дня. Библиография: I. Herwegh’s Briefwechsel mit seiner Braut, hrsg. von Marcell H., 1906; Werke, изд. H. Fardel (1909, 3 тт.); Русск. перев. «Стихов живого человека» Б. Пастернака, со вступит. ст. Г. Лелевича, Гиз, М., 1925. Ранние перев. из Г., сделанные П. Вейнбергом, А. Плещеевым, М. Михайловым, Н. Грековым и И. Крешевым см. у Гербеля Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1871. II. Seidel Rob., G. Herwegh, Ein Freiheits-S?nger, 1905; Trampe Ad., G. Herwegh. Sein Leben und sein Schaffen, 1910; Fleury V., Le po?te G. Herwegh, 1911; Belli A., Pensieri e atti di G. Herwegh, 1914; Kilian W., Herwegh als Uebersetzer, 1914; Heusold K., G. Herwegh und seine deutschen Vorbilder, 1916; Baldinger E., G. Herwegh. Die Gedankenwelt der «Gedichte eines Lebendigen», 1917; Hirschfeld H. E., Politische Zeitdichtung in Herweg’s «Gedichte eines Lebendigen», 1921; Меринг Фр., Мировая литература и пролетариат, Гиз, М., 1924. О роли Гервега в личной жизни Герцена подробно рассказано в полубеллетристическом произведении П. Губера «Кружение сердца» [1929]. Ф. Шиллер

Литературная энциклопедия.