из Аскры (произн. Гесиод) [’????????, VII—VIII вв. до христ. эры] — греч. поэт эпохи начала распада феодальных отношений, обеднения крестьянства и первых этапов борьбы торгового капитала с родовой аристократией. Крестьянин, сын обедневшего торговца из М. Азии, переселившегося в Беотию, Г. становится профессионалом рапсодом, т. е. исполнителем эпических песен, но в собственных произведениях использует язык и стилистическую технику малоаз. героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Г. выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет свое имя. Наиболее значительное произведение Г. — дидактическая (наставительная) поэма «Работы и дни» (???? ??? ??????) — выражает индивидуалистическое миросозерцание зажиточного крестьянина, к-рый ненавидит «царей-дароядцев» за их кривосудие и безделие, женщин — за мотовство, наживает свой достаток в упорном труде обработкой родного участка и лишь скрепя сердце готов пуститься за наживой в морское плавание. Ухудшение положения крестьянства создает пессимистическое отношение к современности, к царству неправды (миф о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от «золотого» века до «железного»), и обреченному на гибель социальному слою остается только уповать на справедливость Зевса. Вера в божественную справедливость и в единоспасающую силу труда — центральная идея поэмы, написанной в форме увещаний, обращенных к брату поэта Персу, который ведет с Г. тяжбу о наследстве и которого Гезиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и свое
425 пошатнувшееся состояние поправить трудом. Соединение двух тем («справедливости» и «труда») дает возможность ввести в поэму разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, обильно уснащая их народными афоризмами и пословицами и иллюстрируя баснями и мифами. Значительный интерес для истории и фольклора представляет вторая часть поэмы (тема «труда»), где в форме наставлений Персу систематически описываются работы земледельца, мореплавателя и приметы, связанные с различными днями месяца. Поэту не удалось привести разнородный материал в стройный порядок, однако мнение, что «Работы и дни» представляют собою сборник отдельных произведений разных авторов, в настоящее время отвергнуто, и поэма признается единым произведением Г., лишь в отдельных частях обросшим позднейшими вставками. Дидактическую цель преследуют и другие поэмы Г.: «????????» (Происхождение богов) является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Земли и Эрота (мифологические прообразы позднейших идей пространства, материи и движения) и кончая, через ряд поколений богов, Зевсом, устроителем современного поэту миропорядка, и его потомством. Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Ээи», список красавиц, от брака к-рых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось между прочим происхождение греческих племен. Г. создал школу, которая разрабатывала генеалогический и дидактический эпос, пока эти темы не стали достоянием научной и философской прозы. Однако и в более позднее время сочинения Г. высоко ценились и каждый раз, когда в античной лит-ре возрождался дидактический эпос, он стремился связать себя с традициями поэзии Г. Библиография: I. Голенищев-Кутузов П., Творения Гезиода, М., 1807; Огинский А., Творения Гезиода Аскрейского, СПБ., 1830; Гезиод, вступление, перевод и примечания Георгия Властова, СПБ., 1885, 2-е изд. 1898, Гезиод. Работы и дни, перев. В. Вересаева, М., 1927 (там же статьи о жизни и поэзии Гезиода); Hesiodos Erga, Erkl?rt v. U. v. Willamowitz-Moellendorf, Berlin, 1928. II. Waltz P., H?siode et son po?me moral, Bordeaux, 1906. III. Указания на др. переводы и лит-ру о Гезиоде см. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, СПБ., 1898; Paulson J., Index Hesiodeus, 1890. И. Троцкий