Значение слова ГАРИН в Литературной энциклопедии

Что такое ГАРИН

[1852—1906] — псевдоним Николая Георгиевича Михайловского. Инженер-путеец по образованию, участвовавший в постройке Сибирской железной дороги и Батумского порта, помещик-землевладелец, земец, Г. был многочисленными нитями связан со старым порядком. Но очень скоро работа на частной железной дороге показала ему невозможность служить одновременно интересам капитала и общества. Г. решил вступить на путь социального реформаторства, практического народничества, он предпринял опыт социалистического переустройства деревни. Для осуществления этой цели Г. приобрел имение в Самарской губ. Результаты этого социального эксперимента, окончившегося полной неудачей, описаны Г. в «историческом очерке» «В деревне». Г. временами сочувствовал марксизму. Он поддерживал материально

392 газету «Самарский вестник» [1896—1897], когда она была в руках марксистов, и входил в ее редакцию. В 1905 активно помогал большевикам. Из произведений Гарина наиболее художественны повести: «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». Быт помещиков и интеллигенции (студенчества, инженеров и др.) показан в связи с психологией главного действующего лица, Карташева. Волевая и моральная неустойчивость роднит его с героем романа М. Горького — Климом Самгиным. Значение повестей Г. — в живом изображении общественной атмосферы перед революцией 1905, того времени, когда система «классического» образования душила и калечила молодежь. Патриархальный обывательский быт с ранних лет уродовал ребенка, школа продолжала и довершала начатое. Одни вырастали калеками без воли и убеждений, как Карташев, другие кончали трагически, подобно юному философу Беренде. Лишь наиболее стойкие закалялись и вступали на революционный путь (последнюю тему Г. затрагивает вскользь). Первые две повести — «Детство Темы» и «Гимназисты» — художественно более выдержаны. Психология детского, отроческого и юношеского возрастов передана в них с подкупающей теплотой и свежестью. Типы юношей, девушек, педагогов, родителей нарисованы живо и выпукло. Прозе Г. присущ живой диалог, мягкий лиризм. Библиография: I. Полное собр. сочин., в прилож. к «Ниве» за 1916; Собр. сочин., 9 тт., изд. «Знание», СПБ., 1906—1910; в изд. «Освобождение», тт. X—XVII, СПБ., 1913—1914; не вошли в собр. сочин.: По Корее, Манджурии и Ляодунскому полуострову, Корейские сказки, изд. «Знание», СПБ., 1904. За последние годы переизданы: Детство Темы, изд. 8-е, Гиз, П., 1923 (то же, Гиз, М. — Л., 1927); Гимназисты, Гиз, М. — Л., 1927 (для юношества). II. А. Б. (Богданович А. И.), Критич. заметки, «Мир божий», 1895, V (о «Гимназистах»); Николаев П., Вопросы жизни в современной литературе, 1902 («Гимназисты», «Деревенские панорамы», «Студенты»); Елпатьевский С., Близкие тени, СПБ., 1909; Его же, Н. Г. Гарин-Михайловский, восп., журн. «Красная нива», 1926, № 19; Луначарский А. В., Критич. этюды («Русск. лит-ра»), изд. книжн. сектора Губоно, Л., 1925, гл. IV (глава эта печат. первоначально в журн. «Образование», 1904, V); Горький М., Н. Г. Гарин-Михайловский, журн. «Кр. новь», 1927, IV; Его же, Сочин., т. XIX, Берлин, 1927. III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Г. Якубовский

Литературная энциклопедия.