Значение слова ГАРДИ в Литературной энциклопедии

ГАРДИ

Томас [Thomas Hardy, 1840—1928] — английский романист, новеллист и поэт. Гарди — последний из представителей эпохи Виктории. Первые два романа: «Desperate Remedies» [1871] и «Under the Greenwood Tree» [1872], Г. выпустил анонимно. В 1874 вышел роман «Far from the Madding Crowd», сделавший Г. известным писателем. Всего Г. издано двадцать пять названий — романов, сборников рассказов и стихотворений. Большинство своих романов и рассказов посвятил крестьянам. Этому выбору среды и обстановки он дает интересное объяснение: «поведение высших классов маскируется условностями и подлинный характер не легко разглядеть; если его увидишь — зарисуешь субъективно. У представителей низших классов поступок — прямое выражение внутренней жизни; посему характер раскрывается в поведении и может быть зарисован». В описании сельской обстановки Гарди, по праву, может считаться непревзойденным в английской литературе. Описывая трагическую судьбу своих героев, Гарди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против мертвящих моральных норм викторианской эпохи. Но обращаясь к противоречиям действительности, Гарди как художник мелкой буржуазии не видит путей к их разрешению. Действительность подавляет писателя, чем определяется общий трагический тон его произведений. В «Tess of the D’Urbervilles» [1891] — лучшем

391 романе Гарди — честная женщина, пойдя на преступление за свое счастье, гибнет на эшафоте; герои «Jude the Obscure» [1896] — жертвы буржуазной морали; герой «Mayor of Casterbridge» [1886] обрекает себя на моральное самоубийство. Человек Г. борется с безразличными — не «добрыми», но и не «злыми» — силами, он — в конфликте с социальной средой, своими желаниями и волей третьих лиц и борьбу эту почти всегда проигрывает. Несколько особняком в ряду его романов стоит раннее произведение — сельская идиллия «Under the Greenwood Tree». Среди сборников рассказов лучшие: «Wessex Tales» [1888], «Life’s Little Ironies» [1894] — проникнуты тем же пессимизмом, как и романы. Его поэзия значительно уступает прозе. Гарди написал также трехактную драму в стихах «The Dynasts» [1904—1908] из эпохи наполеоновских войн; она интересна как попытка к возрождению эпопеи, но затейливая и громоздкая композиция обрекла эту попытку на неудачу. Сильнейшей стороной творчества Гарди является анализ трагических конфликтов и описание английского быта. В области языка он продолжает традиции английских классиков и целиком принадлежит прошлому веку. Библиография: I. Тесс, наследница д’Юрбервилей, Роман, «Русск. мысль», 1893, III—VIII и ЗИФ, 1929 (печ.); A pair of Blue Eyes, Роман, 1873; The Hand of Ethelberta, Роман, 1876; The Return of the Native, Роман, 1878; The Trumpet-Major, Роман, 1880; A Laodicean, Роман, 1882; Two on a Tower, Роман, 1882; A Group of noble Dames, Рассказы, 1891; The Well Beloved, Роман, 1892; Wessex Poems, Стих., 1898; Poems of the Past and Present, Стих., 1902; Times Laighing-Stocks, Стих., 1909; A Changed Man, Рассказы, 1913; Satires and Circumstances, Стих., 1914; Before Marching and After, Поэма, 1915; Selected Poems, 1916; Moments of Vision, Стих., 1917; Collected Poems, 1919; Late Lyrics, Стих., 1920; Late Lyrics and Earlier, 1922; Famous tragedy of Queen of Cornwall, 1923; Human Shows, Far Phantasies, 1925; Return of the native, 1929. II. Специальный номер «The Book League Monthly», v. I, № 2, дек. 1928, N.-Y., в к-ром напечатаны стихотворения Г. и ст. о нем: «Поэзия Т. Гарди» П. Колюма, Мир Т. Гарди Д. Мэси и др. Очерк жизни и творчества Гарди: by Harold Child, London; Hedgcock F. A., Essai de critique Thomas Hardy, ?tudi? dans les Romans du Wessex, 1910; Johnson L., The art of Hardy, 1895; Saxelby F. O., A Hardy dictionary, 1911; Braybrooke P., Thomas Hardy and his philosophy, 1927; Tomlinson H., Thomas Hardy, N.-Y., 1929. Е. Ланн

Литературная энциклопедия.