Значение слова ВЕРВЕЙ в Литературной энциклопедии

Что такое ВЕРВЕЙ

Альберт [Albert Vervey, 1865—] — современный голландский поэт и критик, соиздатель журнала «De Nieuwe Gids» и один из самых выдающихся участников «движения 80-х гг.» (см . « Нидерландская лит-ра » ) . В эти годы подъема радикальной мелкобуржуазной интеллигенции молодой В. примыкал к революционному крылу поэтов и в своих произведениях стремился соединить идеалы Шелли, Китса и Золя (сборники стихов «Persephone en andere Gedichten», 1885 и «Verzamelte Gedichten», 1889). После 1888, когда «движение 80-х гг.» стало терять свое значение, Вервей постепенно отходит от него. С 1895, совместно с Виллем Клосом, издавал «Двухмесячник» (Tweemaandelijk Tijdschrift); программа последнего: дать картину жизни и гармонически сочетать реальное с идеальным. В многочисленных сборниках песен В. этого периода — «Aarde» (Земля, 1895), «De nieuwe Tuin» (Новый сад, 1898), «Het brandende Braambosch» [1899], «Dagen en Daden» [1901] и других — выражены переживания одинокого интеллигента-индивидуалиста, живущего «среди дюн и моря» и тоскующего по «утерянной земле». Поэт ищет человека вообще, он проповедует «равенство всех людей», равенство духовное. Еще звучат у В. гимны в честь Великой французской революции, но он уже избегает всего, что могло бы вызвать недовольство господствующих классов. С 1904 В. — ярый сторонник «чистого искусства», «нового ренессанса» и искусства как самоцели [поэтические сборники «Van Liefde» (О любви), «Cor cordium» и др.]. Поэт не должен, — говорил В., — выражать стремления и мысли, возбужденные внешним миром, социальной

159 средой, а наоборот — должен организовать ее по своему подобию, «одухотворить ее». Поэзия должна возвышать человека над партийными дрязгами и злободневными спорами. Эти взгляды развивал он в журнале «De Beweging» (издавался с 1904—1919 гг.), приближаясь все больше к идеалам индивидуалистически-неоромантического «ренессанса» немецкого поэта Стефана Георге (см.) , приверженцем и учеником которого В. себя считал. В своем «одухотворенном» понимании искусства он также опирался на голландского писателя Потгитера, биографию которого он написал в 1903 г. Таким образом Верга, отразивший в своем творчестве процесс разложения мелкой буржуазии, постепенно превращался из революционного певца в поэта, ищущего спасения в бегстве от современности в область чистого эстетизма (сборники «Het eigen rijk» — «Собственное царство», 1912, «Het zichtbaar Geheim» и др.). В. написал также несколько драм («Johan van Oldenbarheveld», 1895, «Jacoba van Beieren», 1902, «Rienzi», 1910). В отношении формально-эстетическом В. является одним из самых талантливых поэтов современной Голландии. Кроме того он видный теоретик искусства и литературы; многочисленные статьи В. на эти темы отражают его идеологическое развитие; они собраны в книгах «De olde Strijd» (Старый спор, 1905), «Stille Toernooien» [1901] и «Luide Toernooien»[1908]. В. кроме того издал сочинения Вонделя (см.) и написал книгу о новой голландской литературе. Библиография: Uyldert M., Albert Vervey, Amsterdam, 1908; d’Oliveira E., De mannen van 80 aar het woord., Amsterdam, s. а. Ф. Шиллер

Литературная энциклопедия.