Георг [Georg B?chner, 1813—1837] — немецкий драматург и писатель, самый яркий представитель периода раннего реализма в немецкой литературе, брат известного естествоведа и философа Людвига Бюхнера. Б. учился сперва в Страсбурге (естествознание и медицина), а затем, с 1833, в Гиссене; он рано примкнул к тогдашнему оппозиционному студенческому движению («Burschenschaft»). В Гиссене Б. близко сошелся с радикальным пастором Л. Вейдигом и очень скоро разочаровался в чисто интеллигентском движении «Burschenschaft»; в 1834 Б. вместе в Вейдигом основал — по образцу французских революционных обществ — «Общество человеческих прав», в к-рое входили не только самые левые студенты, но и республиканские бюргерские элементы и — впервые — немецкие ремесленники. Это общество перенесло центр революционной пропаганды на крестьянство, выпустив в 1834 г. знаменитое воззвание к гессенским крестьянам — «Der Hessische Landbote» с девизом «Мир хижинам, война дворцам», — а также к ремесленникам, пытаясь организовать систематическую политическую работу среди них. Но начавшееся преследование «демагогов» принудило Б. бежать за границу — сперва в Страсбург, затем в Цюрих; здесь он читал лекции по
53 сравнительной анатомии. Умер от переутомления мозга. Первая драма Б. — «Смерть Дантона» (1835; имеется русск. перевод) написана еще в Германии; она знаменует собою новую эпоху в немецкой лит-ре, как выступление Б. вообще — в общественно-политическом развитии Германии; Б. не был социалистом, — он, наоборот, был противником социализма в тогдашней утопической форме, но его социальное воззрение является смелым и революционным мировоззрением в духе идей Великой французской революции. Оно основано не на поэтической интуиции, а на замечательном анализе современного социально-экономического положения Германии. В «Hessische Landbote» впервые в Германии дана обусловленность исторических событий ходом экономического развития. Эти идеи воплощены в драме Б. — «Смерть Дантона»: двигающим началом исторического процесса являются здесь уже не отдельные герои, а масса, а двигателем массы — экономические интересы; так. обр. каждый поступок личности обусловлен и настолько, что иногда кажется, будто по сцене проходят не люди, а марионетки. Человек создается средой — социальной и природной; на основе этого миропонимания написана история (фрагмент) больного «Ленца» [1836]. Но сильнее всего выражен этот социальный реализм в значительнейшей драме Б. «Woyzek» [1836] — этой трагедии безыменного пролетария, где описывается среда, в к-рой вырос и живет Войцек, пролетарий, всеми униженный и эксплоатируемый. Создается неотразимое впечатление, что именно среда делает человека таким, какой он есть, и толкает его к определенным поступкам. К этим же выводам Б. приходит и в комедии «Leonce und Lena» [1836], к-рая по своему замыслу — романтическая сказка; она убедительно доказывает, что «свободная воля» человека
54 осуществима лишь в царстве сказки, а не в реальной действительности. — Б. написал также ряд талантливых стихотворений. По характеру творчества Б. был реалистом. Чувство неудовлетворенности, искания новых идей и форм, бурные стремления и опьянение революционными страстями отразились в яз. Б.: он отличается экстатичностью гротескностью и изобилует гиперболами. Библиография: I. Собр. сочин. Franzos К. Е., Frankfurt а. М., 1879; Hessische Landbote, с очерком жизни Бюхнера; David E., M?nchen, 1896 (русск. перев. Теплова); Lindau Paul, 1909; Bergemann F., 1922. Русск. перев. драм Б. — в изд. «Всем. лит-pa», с вступ. ст. А. Дживелегова, 1923. II. Landsberg H., G. B?chner’s Drama «Dantons Tod», 1900; Zobel von Zabetisz, G. B?chner, sein Leben and sein Schaffen, 1915; Lipmann G., B?chner und die Romantik, 1923. Ф. Шиллер