[Cyrano Savinien de Bergerac, 1619–1655] — французский писатель. Вел жизнь, полную авантюр, участвовал в движении фронды (последняя попытка феодализма отстоять свою самостоятельность от абсолютизма), умер в нищете. Занимался математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого Гассенди и имел общение с Томмазо Кампанелла, проживавшим последние годы жизни в Париже. В философском мировоззрении Б., как у его учителей, соединялись крайности. Он верил в необходимость духовного развития человечества под знаком точного знания, которым увлекался, но с этим уживались мистико-пантеистические доктрины Джордано Бруно, Агриппы Неттесгеймского и того же Кампанелла (т. е. каббала и астрология). К этому надо прибавить, что он принадлежал к либертэнам (см. «Французская лит-ра») , будучи в оппозиции к официальной религии и власти. Свое политическое свободомыслие он выразил в трагедии «Agrippine» [1654], повлиявшей на Корнеля (см.). В лит-ре Б. остался «диким», не примкнув «организационно» к какой-либо лит-ой школе и рассорившись со всеми своими лит-ыми друзьями (в том числе с Мольером). Но заостренная пародийность, ирония, направленная против всех почти современных ему течений, наконец элементы травестии позволяют сблизить творчество Б. с творчеством бурлескных (см.) писателей. Крупнейшие его
461 произведения — прозаические фантазии-утопии: «Histoire comique des ?tats et des mpires du Soleil» (Комическая история государств Солнца, 1654), где пародируется «Город Солнца» Кампанеллы, и «L’autre Monde ou les ?tats et Empires de la Lune» (Иной мир или государства Луны), посмертн. [1656]. Здесь чрезвычайно большую роль играет научно-фантастический элемент: развивая идею Кеплера и других ученых XVII в. о населенности луны, Б. (перевоплощаясь в своего героя) конструирует аппараты, преодолевающие влияние земного вращения (притяжение было еще неизвестно в 1650), и попадает на Луну. Одним из «государств» Луны является земной рай, населенный архангелами (что дает повод к беспощадным насмешкам Б. над католическим антропоморфизмом и наивными описаниями загробного мира); изгнанный из рая за еретические высказывания по поводу ангелологии, Б. попадает в государство «стихийных духов», о которых так много говорили розенкрейцеры (оккультное сообщество XVII в.) и др. мистические писатели. Духи изображаются в образе людей, ходящих на четвереньках; почти все время герой проводит в философских беседах, где трудно провести грань между иронией и серьезным тоном и где Б. излагает свою философию. В конце концов его, как пришельца, изгоняют обратно на землю. Здесь бурлеска не реалистична, как то было у Скаррона, а скорее символична. Утопии Б. оказали значительное влияние на «Путешествие Гулливера» Свифта (см.) и на «Микромегас» Вольтера. Из прочих произведений Б. выделяется комедия-фарс «Le p?dant jou?» (Осмеянный педант, 1654), повлиявшая на Мольера (см.) , заимствовавшего оттуда целых две сцены «Проделок Скапена». Лучшие образцы лирики Б. приводятся в комедии Ростана (см.) «Сирано де Б.» [1897], к-рая дает необычайно колоритное, но несколько одностороннее изображение Б., долгое время пользовавшегося лишь анекдотической известностью и только в XIX в. ставшего предметом внимания критики. Библиография: I. Издания сочинений Б., 1676, 1699, 1855, 1858. II. Gautier Th., Grotesques, P., 1844; Brun P., Savinien Cyrano de B., sa vie et ses oeuvres, P., 1894; Remy de Gourmont, Promenades litt?raires, t. III, 1905; L’Autre Monde de C. de B., Kritisch hgg. v. Leo Jordan, Dresden, 1910 (с статьей, снабженной комментарием). Ср. также работы П. Лафарга, Кампанелла и Гуго Линдеман, Социализм во Франции в XVII-XVIII вв.; Lach?vre, Oeuvres libertines de Cyrano de Bergerac, P., 1921. Libertinage au XVII si?cle. t. 8.). А. Шабад