[M?nchhausen] — герой «мюнхгаузиад», анекдотических рассказов о баснословных военных и охотничьих приключениях и фантастических путешествиях барона М., олицетворяющего нелепое и беззастенчивое вранье. Продукт немецкой юмористической лит-ры конца XVIII в., образ М. возник как пародия на фигуру немецкого юнкера в эпоху подъема национальной буржуазии, которая и создала этот ставший нарицательным тип, осмеяв в нем военное тщеславие, дворянскую спесь и помещичью ограниченность немецкого баронства. В литературном отношении «мюнхгаузиады» связаны со старыми традициями «народных книг» (Volksb?cher), с анекдотами о невероятных и абсурдных происшествиях («Facetien» Бебеля), с обширной литературой о чудесных путешествиях (voyages imaginaires) XVII—XVIII вв. (Свифт, Сирано де Бержерак и т. д.).
Иллюстрация: Из ранних иллюстраций к «Похождениям барона Мюнхгаузена» (конец XVIII в.)
555 Житейским прототипом образа М. считается один из представителей нижнесаксонского баронского рода Карл Фридрих Иероним фон М. [1720—1797]. Сборник приписываемых ему рассказов вышел в 1781 под заглавием «Vademecum f?r lustige Leute» и был дополнен в 1785 Распе, издавшим свой труд на английском языке в Лондоне. Окончательной литературной канонизацией приключения М. обязаны Бюргеру ( см. ) — его «Wunderbare Reisen zu Wasser und zu Lande, Feldz?ge und Lustige Abenteuer des Freyherrn v. M.» [1786 и 1788]. Во всех дальнейших переработках и продолжениях бюргеровского текста сохранились характерные черты его комизма, построенного на логической абсурдности приключений и патетике лживого вымысла, не стесняющегося нарушать законы природы и пределы человеческих сил.
Иллюстрация: Г. А. Бюргер. Иллюстрация к «Похождениям барона Мюнхгаузена» (Мюнхен, 1920) В первой половине XIX в. фигура М. получила уже такую известность (книги Шнорра, Ребмакка, Альверслебена и др.), что Иммерман ( см. ) в 1838 мог назвать его именем свой роман, где образ лживого барона использован в качестве иронического и чудаковатого комментатора упадка помещичьей Германии. Новая волна увлечения М. приходит в конце прошлого столетия. Если для немецкой буржуазии XVIII века барон-враль был сатирическим образом немецкого скудеющего юнкерства, то для буржуазной литературы нового времени он становится олицетворением «возвышающего обмана». В условиях подъема германского империализма такая романтическая интерпретация М. выражала попытку некоторой реакционно настроенной части буржуазии утвердить культ «поэтической лжи» (Клейм Ф., Последняя ложь М., 1899; Боттгер Э., Чудо любви М., 1905, и др.). В иных «мюнхгаузиадах» начала XX века (Лингард, Шербарт, Эйленберг, Гумпенберг и др.) подчеркивается трагический аспект М. как образа вдохновенного лжеца в разладе с действительностью; это свидетельствует об использовании популярной литературной
556 фигуры представителями той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая безуспешно пытается высвободиться из-под классовой опеки крупного буржуа. В русской лит-ре следует отметить комедию Ю. Беляева «Красный кабачок» [1910], в которой автор пытался придать образу М. черты мистического очарования и магической силы; следуя стилизационным увлечениям XVIII в., автор сближает М. с образом Калиостро и тем самым в своеобразной форме отражает послереволюционное упадочничество, культурный пассеизм и мистические устремления буржуазной интеллигенции довоенной эпохи. Иллюстраторами, создавшими графический образ М., являются Г. Дорэ и А. Шретер. Библиография: I. Лучшие издания Бюргеровского текста Griesebach’а (G?ttingen, 1890) и M?ller’а (Stuttgart, 1906). На русском языке: Распе Р. Э., Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена, изд. «Всемирная литература», Гиз, 1923; Иммерман Карл, Мюнхгаузен, 2 тт., изд. «Academia», М. — Л., 1931—1932. II. H?ncher P., Fahrten nach Mond und Sonne, 1887; M?ller-Fraureuth K., Die deutschen L?gendichtungen bis auf M?nchhausen, 1881; Zobeltitz F., v., M?nchhausen und die M?nchhausiaden, «Ztschr. f?r B?cherfreunde», 1898; Schweizer W., Die Wandlungen M?nchhausens, Lpz., 1921. К. Державин