Александр Ильич [1898–] — современный пролетарский поэт, родился в гор. Житомире. В 1916 окончил гимназию во Владимире и поступил в Киевский коммерческий институт. С 1915 — в социалистическом кружке, с 1916 — член большевистской партии. Активный участник Октябрьского переворота в Петрограде. В 1918 —
389 первый организатор союзов молодежи Владим. губ., участник первого Всероссийского съезда комсомола и член первого ЦК РКСМ. В 1919–1920 — лектор политграмоты во Владимире и Казани. С 1921 — в Москве. С 1922 — один из активных руководителей организованного пролетарского лит-ого и напостовского (см.) движения. Один из основателей группы «Октябрь» и МАПП; в 1923–1926 — член правлений МАПП и ВАПП, ближайший сотрудник «На посту». После раскола напостовства, в 1925 году, примкнул к старо-»напостовскому» меньшинству. Первое лит-ое выступление Б. в 1918, в органе Владимирского комсомола. Первая книжка — повесть в стихах «Юный пролетарий» (Жизнь Мити) — явно реалистична и эпична; фабула — как рабочий-подросток стал комсомольцем. Однако героико-романтический характер пролетарской поэзии эпохи гражданской войны неизбежно повлиял и на реалистическое творчество Б. Следующие книги — сборники стихов — «Октябрьские зори» [1920] и «К солнцу» [1921] — отличаются всеми признаками поэзии «Кузницы». В 1922, в дни острейшего кризиса революционной романтики «Кузницы», Б. выступил зачинателем и художественным лидером нового поколения пролетарских поэтов, открыл новую главу истории пролетарской лит-ры. Революционной романтике М. Герасимова (см.) и В. Кириллова (см.) Безыменский противопоставил поэзию строительных будней революции. Его стихи «Только тот наших дней не мельче,
Только тот на нашем пути,
Кто умеет за каждой мелочью
Революцию мировую найти» были лозунгом всего нового поколения пролетарских писателей. Рисуя строительные будни, Б. отчетливо вскрывает острейшую классовую борьбу, развертывающуюся «в обыденщине экономической». В состязании папиросников-моссельпромщиков и частника, в борьбе за влияние в домкоме, в борьбе за жилплощадь и т. д. Б. видит и «славит» все ту же «войну всемирную» «На каждом фронте мы в окопах
Великой классовой войны». Для Б. характерно также умение художественно увязывать любое будничное строительное дело с перспективой международной победы пролетариата. Поэзия Б. дышит бодростью и оптимизмом, но эта бодрость не вырождается в обывательское самодовольство, умиротворение и бюрократическое самоослепление. Не многие пролетарские поэты умеют так чувствовать все трудности и всю сложность нашей борьбы, как Б. Неоднократно обрисованные Лениным основные противоречия социалистической революции в отсталой и безграмотной аграрной стране нашли в творчестве Б. яркое и полное образное выражение. Ряд стихотворений и поэм («Груз», «Пути-дороги» и др.)
390 разрабатывает эту тему. Азиатчина, обломовщина, разгильдяйство, хамство, канцелярщина и так дал. — спутники отсталости — находят в Б. непримиримого врага и беспощадного сатирика. Он умеет резко противопоставлять пролетарский лагерь мещанскому окружению. В художественных зарисовках родственников («Портрет», «Партбилет», «Однофамильцы»), в картинах уездного мещанского быта («Городок», «Идиллия тов. Жука» и мн. др.) Б. дал синтетический обзор «уезднейшей матери — России, татарской, блатной матери, силящейся „в тиски поймать — фабрику“». Отсюда — свойственное Б. органическое ощущение насущной необходимости социалистической индустриализации, электрификации, культурной революции. Б. — один из наиболее популярных комсомольских поэтов. Рабочая молодежь всегда привлекает его усиленное творческое внимание. В поэме «Комсомолия» Б. дал широкую эпическую картину борьбы комсомола в дни гражданской войны, но ошибочно считать Б. только комсомольским поэтом. Б. — поэт партии. Он говорит: «Прежде всего
Я член партии,
А стихотворец потом...» Не «скифская» стихия, а сознательная стратегия пролетарского авангарда вдохновляет Б. Он с особой чуткостью реагирует на все важнейшие события пролетарской борьбы и строительства. Органическая спаянность с большевизмом помогает Б. находить чрезвычайно яркие и сжатые определения для тех или иных общественных явлений, четкие и краткие афоризмы («за каждой мелочью революцию мировую найти», «ношу партбилет не в кармане — в себе», «умереть? — да это, брат, пустое. Жить смоги — а это тяжелей» и мн. др.). С этим связан дар символизации Б. Он превращает мелкие, будничные факты в крупные символы общественных сдвигов и конфликтов [сельскохозяйственный плакат — символ строительного пафоса («О знамени и поросенке»); шапка, полученная по ордеру в дни военного коммунизма, — символ воспоминаний о гражданской войне и ожиданий грядущего решительного боя («О шапке») и т. д.]. Произведения Б. символичны, но символичность их насквозь реалистична. Переход от революционной романтики к поэзии революционных будней ознаменовался переходом к показу живого человека наших дней. Этот новый творческий лозунг тоже был выкинут и впервые реализован Б. В программном стихотворении «Поэтам кузницы» Б. призывал «давить землю и живых людей». В своих произведениях Б. создал целую галлерею современников, вплоть до портретов, к-рые были названы своими именами: секретаря ЦК комсомола («Петр Смородин»), Ф. Дзержинского («Феликс»), Ленина («Владимир Ильич Ульянов»). Переход к показу
391 отдельных людей не означал разрыва Б. с коллективистской психологией предшествующей пролетарской поэзии. Б. прославляет органическую спаянность с рабочим классом и рабочей массой и настойчиво предостерегает от деклассирования. Но абстрактный символический коллективизм Б. заменил конкретным реалистическим коллективизмом — «Я хочу показать одного,
Чтобы в нем говорили тысячи». Начав с внешнего показа живого человека революции, Б. перешел к психологически углубленному показу этого человека изнутри. В цикле стихотворных миниатюр «Люди» Б. дает фрагменты психологии этого нового человека. Б. рисует новую личность в процессе ее становления, он изображает социально-психологические противоречия, борьбу старых чувств с новыми, жестоко бичует психологическое наследие прошлого: бюрократизм, карьеризм, подхалимство и т. д. Стихотворение «Владимир Ильич Ульянов» — художественный манифест борьбы за нового человека, за новую пролетарскую психологию, за коммунистическую мораль, за новую гармоническую личность, «знающую все человеческие чувства, но в чувствах единую». От лирики Б. через эпические фрагменты приходит к развернутому и сюжетному эпосу. В «героико-романтический» период Б. испытывает влияние символистов (подобно почти всем пролетарским поэтам того времени) и отчасти имажинистов. С переходом к реализму, потребовавшему разрушения и снижения «высоких» канонов символизма, связано увлечение Б. формами и приемами поэзии Маяковского (см.). Дальнейшее продвижение Б. к реалистическому эпосу побудило поэта преодолеть влияние Маяковского и опереться в своих творческих исканиях на художественный опыт классиков (Пушкин и особенно Некрасов). Это сказалось в изживании чрезмерной изощренности формы и упрощении и уточнении языка. Стихи Б. характеризуются установкой на устное произношение, на декламацию. Отсюда — примат смысловой и звуковой стороны слова над зрительной изобразительностью. Б. значительно расширил поэтический словарь, широко использовав жаргон рабочей молодежи и революционные сокращения. Стихи Б. иногда портит некоторая рассудочность, растянутость и небрежность отделки. Книги Б. разошлись во многих десятках тысяч экземпляров. Его песни — «Молодая гвардия» и «Комсофлотский марш» — поются широчайшими массами рабоче-крестьянской молодежи. Кроме того Б. опубликовал ряд статей на боевые темы пролетарского лит-ого движения. Библиография: I. Автобиография Б. помещена в книге Родова С., Пролетарские писатели, М., 1925; Книги стихов Б.: Юный пролетарий (Жизнь Мити), Казань, 1920; Октябрьские зори, Казань, 1920; К солнцу, П., 1921; Стихи о сыне, М., 1923; Как пахнет жизнь, М., 1924; 2-е изд.,
392 Л., 1925; Иное солнце, М., 1924; 2-е изд., М., 1925; Комсомолия, М., 1924; Городок, М., 1925; Груз, М., 1926; Избранные стихи, М., 1925; Партбилет № 224332, Харьков, 1925; 2-е изд., М. — Л., 1927; Пути-дороги, М., 1925; Ордер на мир, собр. сочин., т. I, М., 1926; Шахматы, М., 1927; Феликс, Л., 1927. Проза Б.: Мальчики, рассказ, М., 1922. Критич. и лит.-политич. статьи Б.: Пролетарские писатели и партия, «На посту», 1923, № 4; О творческих путях, «На посту», 1924, № 1/5; Зарубки по пути, там же; Открытое письмо Московскому художественному академическому театру (МХАТ I), «Комсомольская правда» от 14/X, 1926; На чистоту, «Новый мир», 1927, № 2; О чем они плачут? «Комсомольская правда» от 5/IV, 1927. II. Полянский В., Рецензия на книгу «К солнцу», «Печ. и рев.», 1922, № 1; Ингулов С., О живом человеке, «На посту», 1923, № 4; Лелевич Г., «На лит-ом посту», Тверь, 1924; Троцкий Л. Д., Предисловие к книге «Как пахнет жизнь», М., 1924; Воронский А. К., «Лит-ые типы», М., 1926; Коган П. С., «Пролетарская лит-ра», Ив.-Вознесенск, 1926, стр. 69–75; Осенев А., А. Б., «На лит-ом посту», 1926, № 4; Ханин Д., Жив человек, «На лит-ом посту», 1927, № 11–12; Горбачев Г. Е., Современная русская лит-ра, Л., 1928. Г. Лелевич