Значение слова БАРТЕЛЬ в Литературной энциклопедии

БАРТЕЛЬ

Макс [Max Barthel, 1893–] — немецкий писатель. Р. вблизи Дрездена в разорившейся мещанской семье, работал на фабрике. Много бродяжничал по Швейцарии и Италии. Примкнул к социал-демократическому рабочему движению. Затем стал писателем по профессии. Б. принадлежит к той группе соц.-дем. писателей, к-рая в Германии является общепризнанной, как «группа рабочих» писателей. К ней относятся кроме Б. такие писатели, как Петцольд, Брёгер, Лерш, Шёнланк, Энгельке и др. Это — писатели-выходцы из рабочей среды или сами рабочие, к-рые постепенно отрывались от рабочего класса и его идеологии. Воспитываясь на буржуазной лит-ре, они не сумели критически ее преодолеть. Их «революционность» не переходит обыкновенно границ мещанского индивидуализма. Во время войны 1914–1918 они были шовинистами.

358 Первые стихотворения Б. из жизни рабочих и бродяжничества были напечатаны в соц.-дем. печати. Большое место в них занимают описания природы, скитальчества, мечты, любовь и неопределенные призывы к братству и свободе. Первый сборник военных стихотворений «Verse aus den Argonnen» появился в 1916. Последующие сборники стихотворений: «Freiheit» [1917], «Revolution?re Gedichte» [1919], «Utopia» [1920], «Arbeiterseele» [1920], «Die Faust» [1920], «Lasset uns die Welt gewinnen» [1920], сборник рассказов «Das vergitterte Land» [1922], пьеса «Der eiserne Mann» [1924]. По стилю Б. ближе, чем остальные писатели его группы, к старым традициям буржуазно-революционных поэтов середины XIX в. и соц.-дем. поэтов 80-х и 90-х годов прошлого века. В 1918 Б. примкнул к коммунистической партии. В это время им написано много прочувствованных революционных стихотворений, из к-рых можно указать на стихотворение «Петербург» — о русской революции, также на ряд рассказов в сборнике «Площадь народной мести», посвященном революционной России, и на книжку «Красный Урал», написанную во время пребывания в СССР. После 1923, когда революционная волна в Германии отхлынула, Б. уходит из компартии и возвращается в социал-демокрачическую. С этого времени буржуазная печать видит в Б. выдающегося «рабочего» писателя, «сближающего», а не противополагающего два мировоззрения — рабочее и буржуазное. В 1925 выходит автобиографический роман «Das Spiel mit der Puppe», в 1927 — роман «Der Mensch am Kreuz». В первом из них ярко выражено реформистское мировоззрение автора, во втором романе даны образы агитатора-коммуниста и католического священника; оба являются мучениками на кресте жизни. Эти два больших произведения, в особенности последнее, показывают, что автор, трактуя в них определенную проблему, не сумел подняться на подлинно художественную высоту: они схематичны. С отходом Б. от революции, свежая струя, к-рую он во время революции внес в рабочую литературу, исчезла из его творчества. Библиография: Из произведений Б. на русск. яз. переведены: Сборник избранных стихов «Завоюем мир», перев. О. Мандельштама, Гиз, М. — Л., 1925; рассказы: «Машина смерти», (М., 1925), «Площадь народной мести», (Л., 1924), «Красный Урал» и др. и отдельные стихотворения в различных журналах. А. Запровская

Литературная энциклопедия.