(также Паллада) — одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева-воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в основе его лежит небесная проекция первобытного семейного строя, представление о деве, обороняющейся от объятий отца в грозе, громе и молнии. В историческую эпоху древнее представление модифицируется в миф о рождении вооруженной А. из рассеченной топором головы Зевса (гром и молния). От метеорологического характера А. остались следы в виде ее наводящего ужас щита, эгиды («грозовой тучи»), а также священной птицы А., совы (сверкающие глаза на темном облике — молния среди туч, — эпитет А. — «совоокая», по позднейшему толкованию — «светлоокая»). В качестве богини-воительницы А. была одним из любимейших божеств феодальной Греции, воплощением «доблести», и образ ее отразил все изменения идеала «доблести» в экономической и политической эволюции греческих государств. В гомеровском эпосе А. играет весьма важную роль
708 как любимая дочь Зевса, покровительница греческих героев, в особенности «хитроумного» Одиссея, как богиня «мудрости» на войне и в мирной жизни. Богиня мудрости становится, с одной стороны, естественным патроном человеческих искусств, ремесл («А.-Эргана»), рукоделий, впоследствии и наук, с другой — хранительницей социального порядка в греческих городах («А.-градодержица»). В городе, называвшем себя именем богини, в Афинах, это последнее представление играло особую роль, и А.-покровительница ремесл стала здесь в VI-V вв. специфическим божеством демократии. После распадения греческих государств культ А. потерял свое значение всюду, кроме города Афин, а в лит-ой традиции она осталась богиней мудрости и науки.